Новая редакция Инкотермс ® 2020 вступила в силу с 1 января 2020 года, условия поставки Инкотермс, установленные Международной торговой палатой, регулируют основные обязательства покупателя и продавца и адаптированы к современной практике мировой торговли. Новая редакция Инкотермс стала более удобной и позволяет облегчить пользователям выбор правила, подходящего для конкретной ситуации.
В данной статье мы опишем как правильно использовать правила INCOTERMS 2020 и разъясним основополагающие принципы, лежащие в их основе, а также выясним как их лучше инкорпорировать в внешнеэкономический контракт.
Опишем фундаментальные основы правил, основные роли и обязанности продавца и покупателя, правила поставки, распределение рисков и взаимосвязь между правилами и экспортно-импортным договором купли-продажи. Выясним, как выбрать наиболее корректный термин договора купли-продажи и выделим основные изменения в Incoterms 2020 по сравнению с Incoterms 2010.
Подводя итоги видно, что значительных изменений новая версия Инкотермс 2020 не содержит, названия терминов не поменялись, за исключением термина DAT (Delivered at Terminal) из Инкотермс 2010, в новой версии его заменили на DPU (Delivered at Place Unloaded). Так что теперь идет речь о любом месте назначения, в котором может быть осуществлена разгрузка товара, а не только о терминалах.
В отдельных правилах новой версии ввели дополнительные опции в части обязанностей сторон, распределения страховой нагрузки, прописали возможность использования сторонами собственного транспорта (без привлечения перевозчика), уточнили полный перечень расходов, с которыми связано использование каждого из терминов.
Правила Инкотермс 2020 можно применять с 1 января 2020 года. При этом можно продолжать использовать прежние редакции правил. В этой связи участникам международной торговли, выбирающим Инкотермс для регулирования своих отношений, при указании базиса поставки рекомендуется обозначать, какую именно редакцию Инкотермс они намерены использовать. Инкотермс 2020 будет действовать в течение следующих 10 лет, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс запланирован в 2029 году.
Delivered Duty Paid (Поставка с оплатой пошлин) означает, что продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовым для разгрузки в поименованном месте назначения.
DDP возлагает на продавца максимальные обязанности. Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности.
Сторонам рекомендуется наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку расходы и риски до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
Сторонам не рекомендуется использовать DDP, если продавец прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей для ввоза (импортную очистку).
При желании сторон возложить на покупателя все риски и расходы по выполнению таможенных формальностей для ввоза целесообразно использовать термин DDP.
НДС или иные налоги, подлежащие уплате при импорте, осуществляются за счет продавца, если иное не согласовано в ясной форме в договоре купли-продажи.
Для покупателя DDP удобен потому что организационные моменты с доставкой и таможенным оформлением товара на себя берет экспортер, но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара. Данные условия очень удобны для покупателя так как ему заранее на этапе заключения известна конечная цена товара на его складе.
Delivered at Place (Поставка в месте назначения) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место. Сторонам рекомендуется наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
DAP требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
При желании покупателя возложить на продавца выполнение таможенных формальностей для ввоза, уплату любых импортных пошлин и выполнение иных таможенных формальностей для ввоза, целесообразно использование термина DDP.
Для покупателя DAP удобен потому что организационные моменты с доставкой товара на себя берет экспортер. Но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая.
Delivered at Terminal (Поставка на терминале) означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения. "Терминал" включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный, автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения.
Сторонам рекомендуется наиболее точно определить терминал и по возможности, определенный пункт на терминале в согласованном порту или месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. При намерении покупателя возложить на продавца риски и расходы по перевозке и перемещению товара с терминала в иное место, целесообразно использовать термины DAP или DDP.
DAT требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Для импортера DAT удобен потому что организационные моменты с доставкой товара на себя берет экспортер. Но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, данный термин не рекомендуется использовать если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах так как точно не известна линия которой будет осуществлена отправка что в итоге увеличит стоимость Ж/Д перевозки.
Delivered at Place Unloaded (Поставка в месте назначения в выгруженном состоянии) означает, что продавец поставляет товар, а риск переходит к покупателю, когда товар, выгруженный из прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в поименованном месте назначения или в согласованном пункте в таком месте, если такой пункт согласован.
Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его выгрузкой в поименованном месте назначения. Следовательно, в данном термине Incoterms поставка и прибытие в пункт назначения совпадают. DPU - единственный термин Incoterms, который требует от продавца выгрузить товар в месте назначения. Поэтому продавцу следует убедиться, что он может организовать разгрузку в поименованном месте. Если стороны предполагают, что продавец не будет нести риск и расходы по разгрузке, им следует избегать использования термина DPU, вместо него целесообразно использовать DAP.
Сторонам рекомендуется наиболее точно определить место назначения в силу нескольких причин.
Не сделав этого, продавец нарушит свои обязанности по данному термину и будет нести ответственность перед покупателем за любые последовавшие за этим убытки. Например, продавец будет нести ответственность за любые дополнительные расходы, взимаемые перевозчиком с покупателя за любую дополнительную перевозку "до двери".
По условиям DPU, если потребуется, продавец выполняет формальности, необходимые для вывоза. Продавец, однако, не обязан выполнять формальности, необходимые для ввоза или транзита через третьи страны после поставки, уплачивать ввозные таможенные пошлины или выполнять иные таможенные формальности для ввоза. В результате, если покупатель не сможет организовать выполнение импортной очистки, товар будет задержан в порту или на внутреннем терминале в стране места назначения.
Кто несет риск убытков, которые могут иметь место, пока товар удерживается в порту ввоза в стране назначения? Ответ - покупатель, так как поставка еще не осуществлена, поэтому применяется правило п. Б3(а) предусматривающее, что на покупателе лежит риск утраты или повреждения товара, пока не возобновлена транспортировка до поименованного внутреннего пункта. Если во избежание такого сценария стороны намерены возложить на продавца выполнение формальностей, необходимых для ввоза, уплату импортных сборов или налогов и выполнение таможенных формальностей по ввозу, им целесообразно рассмотреть возможность использования термина DDP.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, данный термин не рекомендуется использовать если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах так как точно не известна линия которой будет осуществлена отправка что в итоге увеличит стоимость Ж/Д перевозки.
Carriage and Insurance Paid to (Стоимость и страхование оплачены до) означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
Продавец должен заключить договор страхования с минимальным покрытием, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования, ему необходимо либо ясно согласовать это с продавцом или осуществить за свой счет дополнительное страхование.
При использовании терминов CIP продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения.
Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. Сторонам рекомендуется по возможности наиболее точно определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки.
При использовании нескольких перевозчиков для перевозки товара по согласованному направлению и если сторонами не согласован конкретный пункт поставки, недостаток состоит в том, что риск переходит при передаче товара первому перевозчику в пункте, выбор которого полностью зависит от продавца и который находится вне контроля покупателя. Чтобы переход риска осуществлялся на более поздней стадии (т.е. в морском порту или в аэропорту), это необходимо определить в контракте.
Сторонам также рекомендуется по возможности наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
Условия CIP требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Для импортера CIP удобен потому что организационные моменты с доставкой товара и его страхованием на себя берет экспортер. Но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, при этих условиях поставки логисты продавца могут дать меньшую стоимость фрахта по сравнению например с FOB, но может случится так что в итоге из за того что покупатель оплачивает различные портовые сборы в порту прибытия и это увеличивает итоговую стоимость, так же не рекомендуется использовать данный термин если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах.
"Carriage paid to" ("Перевозка оплачена до") означает, что продавец передает товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
При использовании термина СРТ продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения.
Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. Сторонам рекомендуется по возможности наиболее четко определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки.При использовании нескольких перевозчиков для перевозки товара по согласованному направлению и если сторонами не согласован конкретный пункт поставки, недостаток состоит в том, что риск переходит при передаче товара первому перевозчику в пункте, выбор которого полностью зависит от продавца и который находится вне контроля покупателя.
При намерении сторон, чтобы переход риска осуществлялся на более поздней стадии (т.е. в морском порту или в аэропорту), это необходимо определить в договоре контракте. Сторонам также рекомендуется по возможности наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
СРТ требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Но продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Термин CPT удобен для импортера, потому что организационные моменты с доставкой товара и его страхованием на себя берет экспортер. Но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, при этих условиях поставки логисты продавца могут дать меньшую стоимость фрахта по сравнению например с FOB, но может случится так что в итоге из за того что покупатель оплачивает различные портовые сборы в порту прибытия и это увеличивает итоговую стоимость, так же не рекомендуется использовать данный термин если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах.
"Cost, Insurance and Freight" ("Стоимость, страхование и фрахт") означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать фрахт и все расходы необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения а также заключить договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.
При использовании CIF продавец выполняет свои обязанности по поставке не тогда, когда товар достиг места назначения, а когда он передает товар перевозчику определенным в избранном термине способом.
Данный термин содержит два критических пункта, поскольку риск и расходы переходят в двух различных местах. В контракте всегда определяется порт назначения, но может не указываться порт отгрузки, когда риск переходит на покупателя. Если порт отгрузки представляет особый интерес для покупателя, сторонам рекомендуется наиболее четко определить его в контракте.
Сторонам также рекомендуется по возможности более точно определить пункт в согласованном порту назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу необходимо обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном пункте в порту назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара в месте назначения. Кроме того, продавец обязан либо заключить договор перевозки либо обеспечить такой договор. Указание на обязанность по "предоставлению" учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами.
CIF может оказаться неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например, товар в контейнерах что типично для поставки на терминал. В таком случае более целесообразно использование термина CIP.
CIF требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Термин CIF удобен для импортера, потому что организационные моменты с доставкой товара и его страхованием на себя берет экспортер. Но все эти расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, при этих условиях поставки логисты продавца могут дать меньшую стоимость фрахта по сравнению например с FOB, но может случится так что в итоге из за того что покупатель оплачивает различные портовые сборы в порту прибытия и это увеличивает итоговую стоимость, так же не рекомендуется использовать данный термин если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах.
"Cost and Freight" ("Стоимость и фрахт") означает, что продавец поставляет товар водным транспортом до порта назначения он обязан заключить договор и оплатить все расходы необходимые для доставки товара в том числе погрузку на складе или на заводе, доставку до порта отплытия, фрахт. Продавец вправе доставить груз в порт назначения и организовать работы по его разгрузке. Для этого необходимо согласовать в договоре данные условия. Дальнейшие организационные моменты такие как выгрузка товара, растаможка, доставка до склада, магазина или конечного покупателя импортер берет на себя.
Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна.При использовании данного термина термина, а так же терминов СРТ, CIP, CIF продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику, а не когда товар достиг места назначения. Переход права собственности на товар осуществляется в момент отгрузки товара в порту назначения.
Термин CFR содержит два критических пункта, потому что риск и расходы переходят в двух различных местах. В договоре всегда определяется порт назначения, но может не указываться порт отгрузки, когда риск переходит на покупателя. Если порт отгрузки представляет особый интерес для покупателя, сторонам рекомендуется наиболее четко определить его в договоре.
Сторонам также рекомендуется по возможности более точно определить пункт в согласованном порту назначения, поскольку расходы до этого пункта несет продавец. Продавцу рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном пункте в порту назначения, продавец не вправе требовать от покупателя возмещения таких расходов, если иное не согласовано сторонами.
Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара в месте назначения. Кроме того, продавец обязан либо заключить договор перевозки, либо обеспечить такой договор. Указание на обязанность по "предоставлению" учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые часто применяются в торговле сырьевыми товарами.
CFR может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких ситуациях правильнее использовать термин СРТ.
CFR требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Термин CFR удобен для импортера, потому что основные организационные моменты и риски на себя берет экспортер. Но все расходы, продавец все равно включит в стоимость товара.
Данный список не полный и зависит от конкретного случая, при этих условиях поставки логисты продавца могут дать меньшую стоимость фрахта по сравнению например с FOB, но обычно в итоге покупатель оплачивает портовые сборы в порту прибытия что увеличивает итоговую стоимость, так же не рекомендуется использовать данный термин если груз планируется отправлять далее по России в контейнерных поездах.
"Free on Board" ("Свободно на борту") означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы .
Продавец обязан либо поставить товар на борт судна, либо обеспечить предоставление поставленного таким образом товара для отгрузки. Указание на обязанность по "предоставлению" учитывает многочисленные продажи по цепочке, которые применяются часто в торговле сырьевыми товарами.
Эти условия целесообразно использовать в следующих случаях:
Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани. На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.
FOB может быть неподходящим, когда товар передается перевозчику до его размещения на борту судна, например товар в контейнерах, что типично для поставки на терминал. В таких ситуациях целесообразно использование термина FCA.
FOB требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
Конечно же этот список не полный и зависит от конкретного случая, но, при этих условиях поставки наиболее весомо могут проявить себя логисты покупателя и принести дополнительную прибыль используюя интермодальную первозку.
"Free Carrier" ("Франко перевозчик") означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте.
При намерении сторон осуществить передачу товара в помещениях продавца они должны указать адрес этого помещения в согласованном месте поставки. Если стороны полагают, что товар должен быть передан в ином месте, они должны определить это место передачи.
Согласно FCA от продавца требуется выполнение таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются.
FCA, условие поставки, когда основную часть перевозки обеспечивает покупатель. При этом покупатель сам выбирает вид транспорта, сам организовывает всю цепочку доставки, заключает договоры перевозки.
Обязательство продавца по поставке считается выполненным, когда он поставляет товар после его таможенного оформления в режиме экспорта:
Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте.
Если поставка происходит на территории продавца, то продавец несёт ответственность за погрузку.
Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за погрузку, если иное не оговорено в договоре.
На практике это условие обычно конкретизируется использованием других терминов, таких например как в случае перевозки груза, объемом кратным одной или нескольким транспортным единицам (вагонов, автомашин, барж и т.д.):
Если товара недостаточно для полной загрузки того или иного транспортного средства и, например, для перевозки до конечного места назначения покупателю потребуется организовать консолидацию груза, то можно согласовать доставку с продавцом товара до любого терминал, склад, порта, указного покупателем:
Покупатель может назначить любое лицо для получения товара. В качестве «перевозчика» может выступить как непосредственно перевозчик, так и экспедиторская компания, грузовой двор станции, причал, терминал, порт и др. В этом случае, продавец считается выполнившим своё обязательство по поставке, когда товар поставлен такому лицу.
При поставках на условиях FCA у продавца более выгодная позиция – на нем минимальные риски и обязательства.
Конечно же этот список не полный и зависит от конкретного случая, но, при этих условиях поставки наиболее весомо могут проявить себя логисты покупателя и принести дополнительную прибыль используюя интермодальную первозку.
EXW ("Франко завод") (сокр. от англ. Ex Works букв. с места работы; нем. - ab Werk), также применяется русское "самовывоз" означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на любое транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.
Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, а также то, что до этого пункта расходы и риски лежат на продавце. Покупатель несет все-расходы и риски, связанные с принятием товара в согласованном пункте (если таковой указан) в поименованном месте поставки.
EXW возлагает на продавца минимальные обязанности. Данный термин следует использовать с осторожностью, так как:
EXW это самые простые условия для продавца и одновременно самые сложные для покупателя, с точки зрения трудоемкости, сложности организации. Но при этом цена товара будет самой предпочтительной для покупки, а это значит что есть возможность для дополнительного заработка.
В общем, если покупатель хорошо знаком с особенностями самого товара, его поведением во время транспортировки, имеет надежного «местного» экспедитора, уверен в надежности продавца, есть смысл сэкономить.
Конечно же этот список не полный и зависит от конкретного случая, но, при этих условиях поставки наиболее весомо могут проявить себя логисты покупателя и принести дополнительную прибыль используюя интермодальную первозку.