Инкотермс это - международные торговые термины в формате словаря, International Commercial Terms. Целью инкотермс является однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. В результате их использования, можно значительно сократить неопределенность интерпретации торговых терминов в разных странах так как стороны, заключающие контракт, часто бывают незнакомы с различной практикой ведения торговли в стране торгового партнера, а это в итоге может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств.

Кто когда и почему придумал и создал Инкотермс?

С момента своего основания в 1919 году международная торговая палата содействовала международной торговле. В 1936 международной торговой палатой ICC, был опубликован свод международных правил "Инкотермс 1936" для точного определения торговых терминов. Это было сделано для устранения возможных сложностей описанных выше.

Поправки и дополнения были изданы в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе, в частности, используются в стандартном контракте купли-продажи, разработанном Международной торговой палатой.

В связи с празднованием своего 100-летия международная торговая палата с радостью сообщает о подготовке и публикации нового Incoterms® 2020. Это новейшее издание правил, поможет подготовить бизнес к следующему столетию мировой торговли. Но в этой статье мы будем рассматривать издание инкотермс 2010.

Основными принципами заложенными в терминах Инкотермс является

  1. Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, покупатель.
  2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков (ответственности) за повреждения, утраты или случайной гибели груза.
  3. Определение даты поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя.

ИНКОТЕРМС 2010 инфографика 2019 Завод или склад изготовителья или продавца ПРОДАВЕЦ Доставка с завода или склада до терминала отправления Размещение товара на грузовом терминале Размещение товаров на борту судна Государственная граница Морская перевозка до порта выгрузки Размещение на Складе временного хранения в порту прибытия (разгрузки) Слад хранения товаров Изображение принадлежит группе компаний ИМПОРТ40 ИНКОТЕРМС 2010 ПОЯСНЕНИЯ - VINCULUM.RU © Доставка товара готового к разгрузке с транспортного средства Доставка товара на склад получателя ПОКУПАТЕЛЬ EXW - товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца EXW FCA - товар доставляется основному перевозчику заказчика указанному в договоре FCA FAS - товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель FAS FOB - товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец FOB CFR - товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя CFR CIF - то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец CIF CPT - товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец CPT CPT - товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку и минимальную страховку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец CIP DAT - поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена DAT DAP - поставка товара готового к разгрузке с транспортного средства, прибывшего в указанное место назначения DAP DDP - товар прошедший таможенную очистку доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре DDP Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при EXW ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при FCA ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при CFR ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при FAS ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при CFR ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при CIF ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при CFR ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при CIP ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при DAT ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при DAP ! Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза при DDP !

Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение).

За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией. Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки.

Ключевым условием применения Инкотермс: является то что регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, важно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара.

В практике наиболее часто встречаются два варианта неправильного понимания Инкотермс.

  1. Неправильное понимание условий Инкотермс как имеющее большее отношение к договору перевозки, а не к договору купли-продажи.
  2. Неправильное представление о том, что они должны охватывать все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор.

Инкотермс регламентирует только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи, более того, только в определенных аспектах. В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи - где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования.

Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли-продажи. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не предназначен для замены условий договора, необходимых для полного договора купли - продажи либо посредством включения нормативных условий, либо индивидуально оговоренных условий.

Инкотермс не регламентирует последствия нарушения договора и освобождения от ответственности вследствие различных препятствий, эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли - продажи и соответствующими законами. Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы.

Инкотремс не являются международным договором. Но в случае ссылки на базис поставки Инкотремс в договоре, различные органы государства, прежде всего таможенные, а также государственные суды, рассматривающие внешнеэкономические споры, обязаны учитывать положения Инкотремс.

В некоторых странах Инкотремс имеет силу закона и особенно важно это при заключение договоров на поставку с резидентами этих стран, в части определения применимого права к сделке. К примеру, при заключении контракта на поставку товара между Российской компанией и Украинской компанией при определении применимого права - право Украины, то Инкотремс подлежит обязательному применению даже в случае, когда это специально не оговорено в контракте. Поэтому, заключив сделку с партнерами из данных стран и не желая руководствоваться Инкотремс, следует специально оговорить данное обстоятельство.

В России Инкотремс носит рекомендательный характер, а юридическую силу носят только положения контракта, имеющие ссылку на Инкотремс. Но, если в контракте сделана ссылка на базис поставки по Инкотремс, но другие пункты контракта противоречат используемым условиям поставки согласно Инкотремс, то применяться должны соответствующие пункты контракта, а не Инкотремс: считается, что стороны установили определенные изъятия из Инкотремс в толковании отдельных базисов поставки.

При выборе того или иного базиса поставки необходимо строго придерживаться терминологии Инкотремс. Лучше конкретный термин указывать на английском языке. Применяя тот или иной термин, необходимо указывать конкретный географический пункт (а иногда и точное место как например в случае поставки при базисе EXW), в котором продавец считается исполнившим свои обязательства по транспортировке груза, несению риска случайной гибели или порчи товара и т.д.

Обязательно ссылаться на редакцию Инкотремс. Заключая внешнеэкономический контракт, необходимо четко определять детали базисного условия поставки. Таким образом прежде чем указать в контракте базис поставки например FOB, необходимо тщательно изучить обычаи порта, указанного в базисе, договор фрахтования, с целью точного распределения расходов между покупателем и продавцом. Все базисы поставки, требующие от продавца обеспечение страхования, в случае наступления страховых случаев покрываются страховщиками на минимальных условиях (стоимость товара + 10 %).

К сожалению, еще продолжают использовать термин FOB там, где он совершенно неуместен, при этом вынуждая продавца нести риски вследствие передачи товара перевозчику, названному покупателем. FOB возможно использовать только там, где товар предназначен для поставки "через поручни судна" или, в крайнем случае, на судно, а не тогда, когда товар передается перевозчику для последующей погрузки на судно, например, загруженный в контейнеры или погруженный на грузовики или в вагоны в так называемом "ро-ро" транспорте.

Таким образом, во вступлении к термину FOB было сделано настоятельное предупреждение о том, что термин не следует использовать, когда стороны не намерены поставлять товар через поручни судна.

Бывают случаи когда стороны ошибочно используют термины, предназначенные также для перевозки товаров морем, когда предполагается другой вид транспорта. Это может поставить продавца в положение, когда он не может выполнить свое обязательство представить покупателю соответствующий документ (например, коносамент, морскую накладную или электронный эквивалент). Для этого во введении к каждому термину указывается, можно ли использовать его для всех видов транспорта или только для перевозки морем.

Бортовой коносамент является единственным приемлемым документом, который продавец может представить в соответствии с терминами CFR и CIF. Коносамент выполняет три важные функции:

  • Доказательство поставки товара на борт судна;
  • Свидетельство договора перевозки;
  • Средство передачи прав на транзитный товар другой стороне посредством передачи ей документа.

Другие транспортные документы, помимо коносамента, будут выполнять первые две указанные функции, но не будут контролировать доставку транзитного товара в место назначения или давать возможность покупателю продавать транзитный товар посредством передачи документов его покупателю. Вместо этого другие транспортные документы будут называть сторону, имеющую право на получение товара в месте назначения. Тот факт, что владение коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в месте назначения, особенно усложняет его замену электронным документом.

Обычно выдается несколько оригиналов коносамента, конечно, очень важно, чтобы покупатель или банк, действующий в соответствии с его инструкциями при оплате продавцу, обеспечил передачу продавцом всех оригиналов ("полный комплект"). Это является требованием правил для документарных кредитов Международной торговой палаты /ICC Rules for Documentary Credits/ (Единые традиции и практика Международной торговой палаты /ICC Uniform Customs and Practice, "UCP"/.  ICC публикация номер 500).

Транспортные документы должны свидетельствовать не только о доставке товара перевозчику, но также и о том, что товар, насколько перевозчик может это подтвердить, был получен в полной исправности и хорошем состоянии. Любая запись в транспортных документах, которая бы указывала, что товар был получен не в таком состоянии, сделает документ "нечистым" и, таким образом, неприемлемым в соответствии с UCP.

Несмотря на особенную юридическую природу коносамента, он уже сейчас часто заменяется электронным документом. Версия Инкотермс 1990 года должным образом учла это ожидаемое усовершенствование. В соответствии со статьями А.8. терминов бумажные документы могут быть заменены электронной информацией при условии, что стороны договорились осуществлять электронную связь. Такая информация может передаваться непосредственно заинтересованной стороне или через третью сторону, обеспечивающую дополнительные услуги.

Одной из таких услуг, которая с пользой может быть предоставлена третьей стороной, является реестр последовательных владельцев коносамента. Системы, предоставляющие такие услуги, таких как так называемая услуга БОЛЕРО, могут потребовать дальнейшей поддержки соответствующими юридическими нормами и принципами, как подтверждают это Правила электронных коносаментов 1990 CMI и Статьи 16 - 17 UNCITRAL Модельный закон по электронной торговле.

В последние годы документарная практика значительно упростилась. Коносаменты часто заменяются непередаваемыми документами, подобными используемым для других видов транспорта помимо морских перевозок. Эти документы называются "морскими накладными", "контейнерными накладными", "грузовыми расписками" или вариантами таких выражений. Непередаваемые документы могут вполне удовлетворительно использоваться, за исключением случаев, когда покупатель хочет продать транзитные товары посредством передачи бумажного документа новому покупателю. Чтобы это стало возможным, обязательно должна быть сохранена обязанность продавца представить коносамент в соответствии с CFR и CIF. Однако если договаривающиеся стороны знают, что покупатель не предполагает продать транзитный товар, они могут специально договориться об освобождении продавца от обязанности предоставить коносамент, или, в ином случае, они могут использовать термины CPT и CIP, где нет требования о предоставлении коносамента.

Покупатель, оплачивающий товар в соответствии с "C" - термином, обязан обеспечить, чтобы по получении оплаты продавец не распорядился товаром посредством выдачи новых инструкций перевозчику. Некоторые транспортные документы, используемые для определенных видов транспорта (воздушный, автомобильный или железнодорожный) предоставляют договаривающимся сторонами возможность препятствовать продавцу в выдаче новых инструкций перевозчику, обеспечивая покупателя определенным оригиналом или дубликатом накладной. Однако документы, используемые вместо коносаментов в морских перевозках, обычно не содержат такой "препятствующей" функции.

Международный Морской Комитет исправил этот недостаток вышеуказанных документов, введя в 1990 году "Единые правила морских накладных", которые позволяют сторонам вставить условие "без распоряжения", по которому продавец посредством инструкций передает перевозчику право распоряжаться товаром в отношении доставки товара какому-либо другому лицу или в другое место, отличное от указанного в накладной.

Договаривающиеся стороны, желающие иметь возможность обратиться в Арбитраж Международной торговой палаты в случае разногласий с их партнером по договору купли - продажи, должны специально и четко договориться об Арбитраже Международной торговой палаты в своем договоре купли - продажи или, в случае отсутствия единого договорного документа, при обмене корреспонденцией, которая представляет собой договор между ними. Факт включения одного или нескольких вариантов Инкотермс в договор или связанную с этим корреспонденцию сам по себе НЕ представляет собой договоренности о возможности обратиться в Арбитраж.

Международная торговая палата рекомендует следующее стандартное условие об арбитраже: "Все разногласия, вытекающие из/или в связи с настоящим договором, должны окончательно разрешаться в соответствии с Правилами Арбитража Международной торговой палаты одним или более арбитрами, назначенными в соответствии с указанными Правилами."

Каждое из правил «Инкотермс» сгруппированы в 4 базисные категории, каждая из которых имеет свое четкое направление, определяемое как термин. Каждый термин является аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю.