Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС, SOLAS, International Convention for the Safety of Life at Sea) из всех международных соглашений по безопасности торговых судов является, наиболее важной. На сегодня рабочей версией документа является СОЛАС-74.
Каждое судно подпадающее под действие этого нормативного документа, совершающее международный рейс, должно выполнять его требования. В противном случае оно может быть задержано, или не допущено в порт.
Установление минимальных стандартов, отвечающих требованиям по безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов является главной целью международной конвенции по охране человеческой жизни на море.
Государство под чьим флагом находится судно должно обеспечить, чтобы суда, исполняли требования СОЛАС. Для доказательства их выполнения Конвенцией предусмотрено множество сертификатов. Подобные документы (обычно называемые «конвенционными») выдаются либо самой Администрацией флага, либо от её имени («по уполномочию Администрации») - при наличии соответствующего поручения.
Условия контроля также позволяют правительствам инспектировать суда, находящимися под флагами других государств, особенно если имеются ясные основания для сомнений, что судно и/или его оборудование существенно не исполняют требования Конвенции. Эта процедура получила название «контроль государства порта» (Port State Control, PSC).
Действующий текст Конвенции СОЛАС включает Статьи, излагающие общие обязательства, процедуры внесения изменений и т. п., и сопровождается Приложением, разделенным на 12 Глав.
Первая версия документа была принята в 1914 году, после гибели Титаника, вторая в 1929 году после гибели «Вестриса», третья в 1948 году, после взрыва «Гранкана», четвертая в 1960 году.
Конвенция в редакции 1960 года, которая была принята 17 июня 1960 и вводилась в действие с 26 мая 1965 года, оказалась первой значительной задачей Международной морской организации (ИМО) главная целью которой было Безопасность судов и их команд.
Данная конвенция, охватывала широкий диапазон мер, разработанных для улучшения условий безопасности судоходства. Она явилась существенным шагом вперёд в модернизации инструкций и поддержании темпа технического развития в судоходной индустрии.
Было необходимо поддерживать нормативный документ на уровне современности путём принятия периодических поправок. Но на практике из-за сложной процедуры принятия новых изменений процедура внедрения поправок оказалась слишком медленной. Вскоре стало ясно, что вступление принятых поправок в действие в пределах разумного периода времени обеспечить будет невозможно.
По этой причине 1 ноября 1974 года на Международной конференции по охране человеческой жизни на море был принят новый текст Конвенции СОЛАС. Он включал в себя не только актуальные изменения, согласованные к указанной дате, но также новую процедуру принятия поправок по умолчанию - процедуру, разработанную для обеспечения того, чтобы принятые изменения могли вступить в силу в пределах минимально короткого периода времени. Например, вместо требования, о том, чтобы поправка вступила в силу после её принятия, двумя третями подписавших Конвенцию сторон, новая процедура принятия по умолчанию предполагает, что изменение вступит в силу после указанной даты, если до этой даты не будут получены возражения от согласованного числа сторон.
Действующий текст Конвенции также известен как «СОЛАС 1974, с поправками». Конвенция СОЛАС-74 вступила в силу 25 мая 1980г.
Данные меры позволили в многочисленных случаях обновить, доработать и исправить Конвенцию в редакции 1974 года. Так, в 1988 году к ней был принят Протокол (10 ноября, на Международной конференции по гармонизированной системе освидетельствования и оформления свидетельств). В 1992 году в ИМО был издан так называемый Консолидированный текст Конвенции.
В период с 9-13 декабря 2002 года на проходившей в Лондоне Дипломатической конференции по морской безопасности к Главе XI были приняты поправки, которые вступили в силу с 1 июля 2004 года.