МЕНЮ

Всемирная торговая организация (ВТО)

Всемирная торговая организация сокращенно (ВТО) это интеграционная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств членов организации.

ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося международной организацией в юридическом смысле.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации соглашений, подписанных большинством стран и ратифицированных их парламентами.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария, штат организации насчитывает около 600 человек.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.

История создания ВТО

1947 - Рождение ГАТТ. Комитет ООН, состоящий из 50 стран в Женеве для создания Международной торговой организацииВозрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин.

Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли послужила экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла в основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции где были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации.

Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. В октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное вступило в силу 01.01.1948.

Из-за того, что СССР отказалось быть участниками МВФ и МБРР, его не пригласили к участию в Гаванской конференции. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 01.01.1995 года.

Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли.

Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Итак с 01.01.1995 года спустя почти 50 лет после задумки создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, ВТО приступила к работе.

Идея, цель и задачи ВТО

Мощное напоминание о том, что стремление к миру и безопасности привело к созданию сегодняшней глобальной экономической системы. Глобальные правила, лежащие в основе многосторонней экономической системы, были прямой реакцией на Вторую мировую войну и стремлением к тому, чтобы она никогда не повторилась.

ВТО насчитывает 164 члена, при вступлении в ВТО торговля каждой присоединяющейся страны должна становиться более свободной, а это в свою очередь должно вести к большему уровню политических прав и гражданских свобод. Однако тенденция к демократии не обнадеживают. Согласно источнику, который измеряет прогресс на пути к демократии, в 2017 в 71 стране члена ВТО произошло чистое снижение уровня политических прав и гражданских свобод, и только в 35 странах  был зарегистрирован рост, 2017 год стал 12-м годом подряд, когда количество ухудшений превысило количество улучшений.  По данным МВФ, рост мирового ВВП составлял в среднем почти 4% в год с 1980 года, включая этот одиннадцатилетний период. Судя по этим данным, движение к процветанию не идет в ногу с демократией. 

Соединенные Штаты и Китай имеют обширную двустороннюю торговлю и в то же время укрепляют свои вооружения в качестве приоритета на тот случай, если это оружие может понадобиться в первую очередь в отношении друг друга. США и Китай рассматривают своего основного торгового партнера как стратегического конкурента, с которым может возникнуть конфликт.

Мир торговли стал многополярным. США больше не являются крупнейшей торговой страной, а с учетом Европейского союза в целом они являются лишь третьим по величине торговцем. 

В течение 70 лет Соединенные Штаты придерживались стратегии основанной на вере в то, что руководство стабильной международной экономической системой, основанной на принципах взаимности, свободного рынка и свободной торговли, служит экономическим интересам и интересам безопасности. 

Честная и взаимная торговля, инвестиции и обмен знаниями укрепляют союзы и партнерские отношения, которые необходимы для достижения успеха в сегодняшней конкурентной геополитической среде. Торговля, продвижение экспорта, целевое использование иностранной помощи и модернизированные инструменты финансирования развития могут способствовать стабильности, процветанию и политическим реформам, а также созданию новых партнерских отношений на основе принципа взаимности.

Акцент делается на взаимной выгоде. Союзы углубляются, если они взаимны, справедливы и сбалансированы. Инструменты, способствующие развитию, по-прежнему упоминаются, и они могут привести к политическим реформам, но не обязательно к миру, конечной целью которых являются взаимные отношения.

Хочется верить, что поддержка мировой торговой системы способствует также и поддержанию мира во всем мире и усиления демократических свобод

Конечно мы не можем быть уверены, что расширение торговли ведущее к процветанию, гарантирует движение к демократии в каждой стране, но мы знаем из опыта 20-го века и из более позднего опыта, что верно обратное – неспособность поддерживать открытость для торговли, последующий экономический спад и высокий уровень безработицы, ведет к нестабильности и угрозе миру как внутри стран, так и на международном уровне

Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

  • Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле(РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.
  • Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
  • Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
  • Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемлённая сторона может требовать компенсаций в других секторах
  • Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство вправе вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Для государств членов ВТО основными целями вступления в ВТО являются:

  • получение лучших условий для доступа отечественных товаров на зарубежные рынки;
  • возможность разрешения торговых споров с помощью международных механизмов;
  • привлечение инвестиций извне, в результате создания благоприятного климата для них и приведения законодательства в соответствие с нормами ВТО;
  • увеличение возможностей доступа локальных инвесторов на международной арене, в частности в банковской сфере;
  • формирование благоприятных условий для улучшения качества и конкурентоспособности внутренних товаров и услуг в результате роста импорта;
  • участие в формировании международных правил торговли с учётом национальных интересов;
  • улучшение имиджа страны как полноправного участника международного товарооборота.

Карта стран участников ВТО

ВТО насчитывает 164 участника, 160 из них, это  международно признанные государства-члены ООН, Тайвань (частично признан), Гонконг и Макао (2 зависимые территории) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию велись 18 лет, с 1993 по 2011 год. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и была включена в официальный список стран-участниц ВТО  с порядковым номером 156, двадцать второго августа 2012 года.

Преимущества ВТО

Десять плюсов, или какие преимущества предоставляет система ВТО

1. Система помогает укреплять мир

Это может показаться несколько претенциозным, и было бы некорректно ожидать слишком много. Тем не менее, система действительно способствует международному миру, и если мы понимаем причины, у нас есть четкое представление о том, что система делает на самом деле.

Мир отчасти является результатом функционирования двух наиболее фундаментальных принципов торговой системы: беспрепятственное движение торговых потоков и предоставление странам конструктивной и справедливой платформы для рассмотрения споров по вопросам торговли. Это также результат международного доверия и сотрудничества, порождаемых и укрепляемых системой.

История изобилует примерами превращения торговых споров в войну. Одним из самых ярких является торговая война 1930-х годов, когда страны конкурировали в деле возведения торговых барьеров, чтобы защитить отечественных производителей, и принятия ответных мер в отношении барьеров конкурентов. Это усугубилось Великой депрессией и в конечном итоге сыграло свою роль в развязывании Второй мировой войны.

Два события сразу после Второй мировой войны помогли избежать повторения довоенной напряженности в области торговли. В Европе развивалось международное сотрудничество в области добычи угля и железной руды, а также производства стали. А на глобальном уровне было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Оба направления успешно эволюционировали, и в настоящее время они существенно дополнены и значительно расширены - одно из них сформировалось в Европейский союз, а другое превратилось во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Торговая система ВТО играет важную роль в создании и укреплении доверия к принципам свободной торговли. Особенно важен такой элемент, как переговоры, ведущие к соглашению на основе консенсуса с акцентом на неукоснительное соблюдение правил.

Продавцы, как правило, не хотят вступать в противоречия со своими клиентами - клиент всегда прав. Другими словами, если торговые потоки текут плавно, и участники к взаимной выгоде и добровольно поддерживают здоровые коммерческие отношения, то политическая конфронтация практически исключена.

Кроме того, хорошо организованные торговые отношения также содействуют повышению всеобщего благосостояния на глобальном уровне. Также представляется маловероятным, что население процветающих и благополучных стран склонно к агрессии и развязыванию военных конфликтов.

2. Система позволяет найти конструктивный подход к разрешению торговых споров

С ростом торговых объемов, расширением ассортимента товаров, а также увеличением числа стран и торговых компаний, есть определенная вероятность того, что споры все же будут возникать. Система ВТО помогает разрешать споры мирным и конструктивным путем.

Участвующие в спорах страны всегда стремятся действовать в рамках действующих соглашений.

Однако существует и обратная сторона процессов либерализации и расширения торговли. Расширение торговых потоков означает большую вероятность возникновения споров. Пущенные на самотек, эти споры могут привести к серьезному конфликту. Но на самом деле, эскалации напряженности в области международной торговли удается избежать, потому что страны могут обращаться к различным организациям, в частности ВТО, чтобы урегулировать свои торговые споры.

Когда «спорщики» обращаются в ВТО, процедуры ВТО фокусируют их внимание на правилах. После того, как принято решение, страны стараются сосредоточиться на соблюдении правил и, возможно, последующем пересмотре правил, а не на объявлении войны друг другу.

3. Система, основанная на правилах, а не на силе упрощает жизнь для всех

ВТО не может претендовать на то, чтобы сделать все страны равными. Но Организация сглаживает некоторые шероховатости с точки зрения равенства, предоставляя малым странам более широкие возможности для отстаивания своих позиций, и в то же время, освобождая крупные державы от необходимости ведения переговоров по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров.

Решения в ВТО принимаются на основе консенсуса. Соглашения ВТО были согласованы всеми членами, были приняты консенсусом и были ратифицированы парламентами всех государств-членов. Соглашения распространяются на всех. Богатые и бедные страны имеют равные возможности оспаривать свое право в рамках процедур ВТО по урегулированию споров.

Принцип не дискриминации, прописанный в соглашениях ВТО, позволяет избежать ненужных осложнений. Тот факт, что существует единый свод правил, применимый ко всем членам, значительно упрощает весь режим торговли. И эти согласованные правила дают правительствам четкое представление о том, какое из направлений торговой политики является наиболее приемлемым.

4. Либерализация условий торговли повышает уровень жизни

Мы все потребители, и цены, которые мы платим за еду и одежду, предметы необходимости и роскоши зависят от торговой политики.

По имеющимся данным, потребители и правительства богатых стран расходуют 350 млрд. долл. в год на поддержку сельского хозяйства. Этой суммы достаточно, чтобы оплатить полтора кругосветных авиперелета первым классом для всего их 41-миллионного поголовья дойных коров.

Протекционизм стоит дорого: он повышает цены. Глобальная система ВТО снижает барьеры в торговле через посредство проведения переговоров, а также за счет применения принципа не дискриминации. В результате сокращаются производственные издержки (так как импорт, используемый в производстве дешевле), а также цена готовой продукции и услуг, что, в конечном счете, снижает прожиточный минимум.

5. Более широкий ассортимент продукции более высокого качества

Представьте себе весь ассортимент импортных товаров: фрукты и овощи, продукты питания, одежда и другие продукты, которые ранее считались экзотическими, свежие цветы из любого уголка мира, всевозможные товары для дома, книги, музыка, фильмы и так далее.

А теперь представьте себе также те товары, которые люди в других странах могут получать, экспортируя их из вашей и других стран. Импорт позволяет нам расширить выбор, как товаров, так и услуг, плюс обеспечить более высокое их качество. Даже качество местных товаров может улучшиться из-за конкуренции со стороны импорта.

Понятие широкого выбора не сводится лишь к вопросу о покупке импортной готовой продукции. Импорт используется в качестве сырьевых материалов, комплектующих и оборудования для промышленного производства.

Он расширяет спектр конечных продуктов и услуг, которые производятся отечественными производителями, а это увеличивает диапазон технологий, которые они могут использовать. Например, когда появились мобильные телефоны, соответствующие услуги возникли даже в тех странах, которые не производят оборудования.

6. Торговля содействует росту доходов

Снижение торговых барьеров позволяет увеличить торговые объемы, что в свою очередь приносит дополнительный доход, как на национальном, так и индивидуальном уровне. Однако нужны некоторые корректировки.

Факт наличия дополнительного дохода означает, что у правительств имеются подлежащие перераспределению ресурсы.

Экономисты подсчитали, что снижение торговых барьеров в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и сфере услуг на треть будет способствовать росту мировой экономики на 613 миллиардов долларов.

7. Торговля стимулирует экономический рост, что благоприятно воздействует на положение в области занятости

Торговля, вне всякого сомнения, обладает потенциалом в области создания рабочих мест. На практике часто имеются фактические доказательства того, что снижение торговых барьеров оказывает благоприятное воздействие на ситуацию в области занятости. Но картина осложняется рядом факторов. Плюс, якобы, имеющаяся альтернатива - протекционизм — явно не является адекватным решением проблем занятости.

Это сложный вопрос и подход к его решению должен быть соответствующим. Существуют убедительные доказательства того, что торговля способствует экономическому росту, и что экономический рост содействует созданию новых рабочих мест. Верно, также и то, что некоторые рабочие места будут потеряны даже тогда, когда торговля расширяется. Но тщательный анализ этого предполагает наличие, по крайней мере, двух проблем.

Во-первых, существуют и другие факторы. Например, технический прогресс также оказывает мощное воздействие на занятость и производительность, создавая одни и ликвидируя другие рабочие места.

Во-вторых, хотя торговля четко содействует росту национального дохода (и процветанию), это не всегда сопряжено с созданием новых рабочих мест, особенно для тех, кто потерял работу в результате конкуренции со стороны импорта.

Картина неоднозначная в разных странах мира. Средняя продолжительность времени, затрачиваемая на поиск новой работы в одной стране, может быть гораздо больше, чем для аналогичного рабочего в другой стране, причем в тех же условиях.

Другими словами, некоторые страны адаптируются лучше, нежели другие. Это отчасти потому, что в некоторых странах работают более эффективные и гибкие политические регуляторы. У кого их нет - теряют реальные возможности.

Факты также свидетельствуют о том, что протекционизм вредит занятости. Например, в автомобильной промышленности США: торговые барьеры, предназначенные для защиты рабочих мест в США за счет ограничения импорта из Японии, в итоге сделали автомобили более дорогими в США. Соответственно объем продаж сократился, и рабочие места были потеряны.

Другими словами, попытка решения проблемы в краткосрочной перспективе за счет ограничения торговли превратилась в большую проблему в долгосрочной перспективе.

Даже тогда, когда страна испытывает трудности в период адаптации, протекционизм в качестве альтернативы просто ухудшает ситуацию.

8. Основные принципы повышают экономическую эффективность системы и содействуют сокращению издержек

Многие из преимуществ торговой системы довольно сложно представить в цифрах, но это не умаляет их достоинств. Они вытекают из ключевых принципов системы, упрощая жизнь как для непосредственно участвующих в торговле предпринимателей, так и для производителей товаров и услуг.

Дискриминация затрудняет торговлю

Торговля позволяет странам осуществлять разделение труда, а также более разумно и эффективно использовать производственные ресурсы. Что касается торговой системы ВТО, то она предлагает еще более весомые преимущества. Благодаря, лежащим в основе системы важным принципам, она помогает еще больше повысить эффективность и сократить расходы.

Принцип недискриминации является одним из ключевых принципов торговой системы ВТО. Помимо него существует целый ряд других:

  • транспарентность (политика, нормы и правила);
  • рост доверия к условиям торговли (обязательства по снижению торговых барьеров и расширению доступа других стран на свои рынки имеют действенную юридическую силу);
  • упрощение и стандартизация таможенных процедур, устранение бюрократии, централизованные базы данных, а также другие меры, направленные на «упрощение процедур торговли».

Вместе эти факторы не только содействуют упрощению торговых процедур, но также сокращают издержки компаний и стимулируют чувство уверенности в завтрашнем дне. Это, в свою очередь, также означает возникновение большего числа рабочих мест и улучшение качества товаров и услуг.

9. Система помогает правительствам в борьбе с лоббированием

Сформировавшаяся во второй половине 20-го века система ГАТТ-ВТО помогает правительствам найти более сбалансированный подход в области торговой политики. У правительств появляется набор более веских аргументов в борьбе с лоббистами всех мастей, позволяя сосредоточить внимание на компромиссах в интересах всех участников экономических процессов в стране.

Одним из уроков политики протекционизма, доминировавшей в первые десятилетия 20-го века, представляется ущерб, который был нанесен в результате того, что узкоотраслевым интересам удалось получить несбалансированную долю политического влияния. Это еще более ужесточило ограничительную политику, которая превратилась в торговую войну, не имевшую победителей, а только побежденных.

На первый взгляд, ограничение импорта выглядит как эффективный способ поддержки экономического сектора. Но это означает экономическую несбалансированность в отношении других секторов, которые не должны страдать. Например, если вы пытаетесь защитить свою легкую промышленность, то всем остальным приходится платить за более дорогую одежду, а это оказывает давление на уровень заработной платы во всех секторах.

Эскалация протекционизма возможна по мере того, как другие страны предпринимают ответные меры через посредство повышения своих торговых барьеров. Именно это произошло в 1920-30-х годах, приведя к катастрофическими последствиями. В конечном итоге все обернулось потерями даже для тех секторов, в отношении которых принимались протекционистские меры.

Правительства должны уметь противостоять давлению отдельных лоббирующих свои узкие интересы групп, и система ВТО может в этом помочь.

Система ГАТТ-ВТО охватывает широкий спектр отраслей. Поэтому, если во время торговых переговоров в рамках ГАТТ-ВТО какая-то группа активно лоббирует свои интересы, требуя, чтобы правительство предоставило им особые права, то правительство может отвергнуть это, сославшись на необходимость широкомасштабного соглашения в интересах всех секторов экономики. Правительства на регулярной основе прибегают к такому варианту.

10. Система поощряет эффективное управление

В соответствии с правилами ВТО, как только обязательство в отношении либерализации сектора торговли принимается, то повернуть вспять становится практически невозможно. Правила также препятствуют принятию целого ряда неадекватных политических решений. Для бизнеса это означает большую определенность и ясность в отношении условий торговли. Для правительства это часто может означать завидную последовательность в этих вопросах.

Наличие правил создает эффективные препятствия на пути коррупции.

Правила включают обязательства по недопущению принятия неадекватных политических решений. Политика протекционизма, как мы уже видели, в целом представляется именно таким неадекватным вариантом по причине наносимого ею как на национальном, так и международном уровнях вреда.

Некоторые из видов торговых барьеров привносят элемент дополнительного негатива, поскольку сопряжены с неограниченными возможностями в плане разгула коррупции и другими формами неэффективного управления.

Одним из примеров такого вида торговых барьеров, с которыми ВТО пытается бороться является, например, квота, ограничивающая ежегодные минимальные или максимальные объемы импорта или экспорта.

Ограничивая объемы поставок, квоты искусственно повышают цены, создавая аномально большую прибыль (экономисты говорят о «квотной ренте»). Эта прибыль, оседая в карманах лоббистов, может использоваться для воздействия на политическом рынке.

Она также может стать питательной средой для коррупции, например, при распределении квот среди трейдеров. Примеров тому во всем мире имеется множество.

Другими словами, квоты являются абсолютно неадекватным инструментом с точки зрения ограничения торговли. Правительства в рамках правил ВТО договорились, что их использование поощрять не следует.

Тем не менее, квоты различных типов продолжают использоваться в большинстве стран, и правительства утверждают, что они им просто необходимы. Правда, они находятся под контролем соглашений ВТО, и имеется ряд соглашений по сокращению или ликвидации многих из них, в частности, это касается текстильной промышленности.

Соглашения ВТО касаются целого ряда других областей, что также может помочь в борьбе с коррупцией и неэффективными методами управления.

Транспарентность (например, доведение до общественности всей информации о торговых правилах), другие аспекты «либерализации условий торговли», более четкие критерии для правил, касающихся безопасности и стандартизации продукции, а также недискриминация могут помочь в деле ликвидации «лазеек» для волюнтаристских решений и мошенничества.

Довольно часто, правительства прибегают к помощи ВТО в качестве одного из вариантов позитивного внешнего ограничителя своей собственной политики: «мы не можем сделать этого потому, что это нарушает соглашения ВТО».

 

Десять мифов о ВТО

1. ВТО диктует политику

ВТО не диктует политику правительствам своих государств-членов; напротив, члены Организации самостоятельно формируют политику организации.

Правилами системы ВТО являются соглашения, выработанные по итогам переговоров между правительствами государств-членов, ратифицированные их парламентами, а решения в рамках ВТО, практически во всех случаях принимаются на основе консенсуса всех членов в ходе переговоров в атмосфере подотчетности и демократичности.

ВТО может использовать свое влияние исключительно в случае нарушения государством своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его на рассмотрение Органа по разрешению споров в составе представителей всех государств-членов, который принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров, или итогов рассмотрения апелляции. Это решение представляет собой частное суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо из соглашений ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответной реакцией Организации.

Что касается роли Секретариата, то он не участвует в принятии решений, а лишь обеспечивает административную и техническую поддержку ВТО и ее членам.

Таким образом, ВТО не диктует политику своим государствам-членам; напротив, ее участники сами формируют политику организации.

2. ВТО НЕ ратует за свободную торговлю любой ценой

Фактически это вопрос того, на какие уступки готовы идти страны в ходе торговых переговоров, что готовы запросить и предложить.

Да, один из принципов системы ВТО — это снижение торговых барьеров и либерализация торговли. В конечном итоге, страны выигрывают от расширения торговли за счет снижения торговых барьеров.

Но «высоту» этих барьеров страны должны определять в переговорах между собой. Их позиция на переговорах зависит от того, насколько они готовы снизить барьеры, а также, что они хотят получить взамен. Обязательство одной из страны становится правом другой страны, и наоборот.

ВТО является форумом для ведения переговоров о либерализации. Организация также обеспечивает необходимый для либерализации свод правил.

Правила, определенные в соглашениях, позволяют осуществлять поэтапное снижение барьеров, что дает отечественным производителям необходимое для адаптации времени.

Специальные положения предусмотрены и для развивающихся стран. Кроме того, они предоставляют членам ВТО возможность применять в защиту отечественного производителя ограничительные меры против импорта по необоснованно заниженным субсидированным или демпинговым ценам, выступая, таким образом, в поддержку принципа справедливой торговли.

Не менее, а иногда и более важными, чем принцип свободной торговли, являются другие принципы системы ВТО. Например: принцип недискриминации, а также уверенности в том, что условия для торговли являются стабильными, предсказуемыми и прозрачными.

3. Коммерческие интересы имеют приоритет над развитием

ВТО НЕ ставит коммерческие интересы выше интересов в области развития

Свободная торговля способствует экономическому росту и поддерживает развитие, а также является краеугольным камнем в основе торговой системы ВТО.

Вместе с тем, вопрос о том, в достаточной ли степени развивающиеся страны выигрывают от системы ВТО, является предметом непрекращающейся дискуссии.

Соглашения ВТО включают в себя многие важные положения, которые принимают во внимание интересы развивающихся стран. Например, для них предусматривается более продолжительный период времени для внесения изменений в соответствии с правилами ВТО. К наименее развитым странам предусмотрен специальный подход, в том числе исключения из многих положений соглашений.

Необходимость решения вопросов развития может также быть использована для обоснования действий, которые обычно запрещаются соглашениями ВТО, например, предоставления определенных правительственных субсидий.

4. Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды

Это НЕ так, во многих положениях особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды.

В преамбуле Марракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию, среди прочего предусматривается оптимальное использование мировых ресурсов, поддержка развития и защита окружающей среды.

В так называемых зонтичных положениях, например, статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле «не препятствует принятию или применению любой договаривающейся стороной мер, необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений»; а также «консервации истощаемых природных ресурсов».

Для защиты окружающей среды разрешены субсидии. Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д.

Кроме того, правила системы ВТО могут помогать странам распределять редкие ресурсы более эффективно. Например, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, которого удалось достичь в результате переговоров, снизит расточительное перепроизводство.

«Члены ВТО могут, должны и уже принимают меры по защите видов, подвергаемых опасности, а также по другим направлениям защиты окружающей среды», — говорится в отчете по решению, принятому по одному из вынесенных на рассмотрение ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах. Еще одно постановление оставляет в силе запрет на использование асбеста на том основании, что соглашения ВТО уделяют приоритетное внимание здоровью и безопасности, а не торговле.

Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты окружающей среды, не были несправедливыми и дискриминационными. Нельзя быть снисходительным к собственным производителям и в то же время проявлять строгость по отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя допускать дискриминацию различных торговых партнеров.

Установление международных норм и правил по защите окружающей среды — прерогатива специализированных международных природоохранных органов и конвенций, а не ВТО. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (например, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

5. Коммерческие интересы в ВТО имеют большие приоритетны над здравоохранением и безопасностью

Коммерческие интересы НЕ преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека

Ключевые положения соглашений ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Но эти действия определенным образом регулируются для предотвращения использования норм и правил безопасности в качестве оправдания для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, «замаскированного» протекционизма.

Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.

Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Codex Alimentarius, которые устанавливают рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организации здравоохранения.

Правительства, однако, могут устанавливать и собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.

6. ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными

Всемирная торговая организация НЕ мешает созданию рабочих мест и НЕ содействует расширению разрыва в положении между бедными и богатыми

Это обвинение некорректно, плюс оно излишне упрощает факты. Способствуя экономическому росту, торговля одновременно является мощным рычагом для создания рабочих мест и снижения уровня бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива — абсолютно не состоятельное решение.

Наибольшую выгоду в сфере занятости от свободной торговли получает страна, которая понижает свои собственные торговые барьеры. Страны, осуществляющие экспорт в эту страну, выигрывают также, особенно отрасли, работающие на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.

При снижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с ужесточением конкуренции, и эффективность их адаптации к новым условиям становится жизненно важной. Страны с более гибкими адаптационными механизмами находятся в более выгодном положении, нежели те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики.

Проблема адаптации производителей к условиям свободной торговли решается в ВТО несколькими путями. Так, либерализация рынков осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это рекомендуется согласно строго определенным правилам.

Кроме того, либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров. Когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать сопротивляться требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.

Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью ВТО, которые влияют на изменения в уровне заработной платы.

Почему, например, в развитых странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих? По данным ОЭСР, большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, объясняет только 10-20% этих изменений.

Протекционизм как альтернатива торговле в целях сохранения рабочих мест неэффективен, так как он повышает издержки, сопряженные с выпуском продукции, и порождает низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, введение 30% пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сокращает зарплату неквалифицированных рабочих в США на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%. Иными словами, применяя протекционистские меры, страна тем самым снижает внутренний уровень оплаты труда.

Кроме того, анализ исключительно товарного импорта искажает общую картину. В развитых странах 70% экономической деятельности — это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому. Например, когда телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.

Наконец, хотя уровень жизни 1,5 млрд. человек все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен окончания Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 млрд. человек смогли вырваться из оков нищеты.

7. В ВТО малые страны бессильны

В ВТО малые страны НЕ бессильны

Это неверно. В последние годы, развивающиеся страны стали занимать намного более активную позицию в рамках переговоров в ВТО, выдвигая беспрецедентное количество предложений в переговорах по сельскому хозяйству и активно занимаясь заявлениями министров и решениями. Эти факты являются дополнительным свидетельством их доверия к системе в целом.

Например, Уругвайский раунд (1986-94), стал возможным только потому, что индустриальные страны согласились провести реформы в сфере торговли продукцией текстильной промышленности и сельского хозяйства, а обе эти отрасли были жизненно важны для развивающихся стран.

В торговой системе ВТО все придерживаются одинаковых правил, что существенно расширяет переговорные возможности маленьких стран.

Так, в рамках процедуры разрешения споров в ВТО, развивающиеся страны успешно оспаривали действия, предпринятые промышленно развитыми странами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.

8. ВТО - это инструмент мощного лоббирования

ВТО НЕ является инструментом мощного лобби

Наоборот, правительство может использовать членство в ВТО для сопротивления лоббированию узких интересов отдельными группами. В ходе переговоров ему легче противостоять давлению лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.

Это мнение неверно еще и потому, такой подход связан с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы. Они могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.

9. ВТО не оставляет выбора слабым странам

У более слабых стран есть выбор, их НЕ заставляют вступать в ВТО

Быть или не быть в ВТО - добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства.

Причины того, что все большее число стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

Альтернативой присоединению могли бы стать переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобится больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в рамках ВТО, где небольшие страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

10. ВТО - недемократичная организация

ВТО - демократическая организация

Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются на основе консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются парламентами государств-членов.

Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.

Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех государств-членов.

Комментарии (0)

Оценка 0 из 5, основаная на 0 голосах
Нет записей

Напишите что-нибудь полезное или просто поставьте оценку

  1. Гость.
Пожалуйста оцените материал:
0 Значки
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением