Ведомственное обжалование решений, действий или без действий таможенных органов в вышестоящий таможенный орган

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Решения, действия или бездействия должностных лиц таможенных органов могут быть обжалованы участниками ВЭД или заинтересованными лицами в вышестоящем таможенном органе и/или в суде, причем применение ведомственной процедуры обжалования выгодно для обоих сторон.

Для участников ВЭД и заинтересованных лиц ведомственное обжалование является возможностью в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права.

Для таможенного органа обжалование дает возможность исправить собственные ошибки и предотвратить возникновение судебного процесса и возможное взыскание бюджетных средств в связи с судебным обжалованием. Стоит отметить что таможенные органы стремятся урегулировать спорные вопросы до суда.

Федеральный закон о таможенном регулировании №289-ФЗ от 3 августа 2018 г, внес поправки в процедуру обжалования решений, действий или без действий таможенных органов.

Рассмотрим основные актуальные требования при подаче жалобы в таможенный орган

Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие или бездействие которого об жалуются. Срок её рассмотрения  определяется в зависимости от того, в какой таможенный орган была подана жалоба.

Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

В случае если жалоба подана не через таможенный орган, чье решение действие или бездействие об жалуется (за исключением решений, действий, бездействия таможенного поста), то она будет рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом срок рассмотрения жалобы может быть продлен на один месяц. 

Жалобы принимают только в письменном виде и  должна содержать

  • наименование таможенного органа, решение которого об жалуется;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество заявителя;
  • адрес (место нахождения);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • существо обжалуем ого решения, действия или бездействия и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
Руководителям, действующим от имени организаций без доверенности, не нужно представлять одновременно с жалобой учредительные документы, а также документы, подтверждающие их служебное положение.

К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих его полномочия, это скорее всего будет доверенность. В ней должно быть закреплено право на обжалование решений, действий или бездействия в области таможенного дела.

Принятие решения таможенным органом об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче жалобы о том же предмете. Исключения составляют случаи связанные с несоблюдением заявителем требований к форме и содержанию жалобы, а также с непредставлением документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего жалобу.

Решения таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы, а также об отказе в приостановлении исполнения обжалуем ого решения таможенного органа может быть обжаловано только в суде, так как альтернативного варианта обжалования указанных решений Законом № 289-ФЗ не предусмотрено.

В случае отзыва поданной жалобы Вы не сможете повторно подать в таможенный орган жалобу о том же предмете.

После принятия решения по жалобе, копия решения направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения.

Ходатайство о возможности восстановления срока для обжалования,  в случае пропуска,  подается только в письменной форме, в виде самостоятельного документа вместе с жалобой, либо может содержаться в тексте жалобы. К ходатайству необходимо приложить документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Жалоба может быть подана в таможенный орган в виде электронного документа. Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо. Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью. По желанию заявителя решение по жалобе, поданной в виде электронного документа, решение об отказе в рассмотрении жалобы или об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа, уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы могут быть получены им в виде электронного документа.

Сроки рассмотрения жалобы

  1. Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная без соблюдения требований части 1 статьи 288 настоящего Федерального закона, должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.
  2. Срок рассмотрения жалобы, указанный в части 1 настоящей статьи, может быть продлен начальником этого таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц.
  3. Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом. Также указанное решение может быть направлено заявителю в электронном виде в порядке и случаях, которые предусмотрены статьей 300 настоящего Федерального закона.

Решение таможенного органа по жалобе

  1. Решение таможенного органа по жалобе должно содержать:
    1. наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
    2. номер решения;
    3. дату и место составления решения;
    4. должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа);
    5. фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, обратившегося с жалобой;
    6. существо жалобы, включая сведения о таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
    7. фактические обстоятельства принятия либо совершения обжалуемых решения, действия (бездействия), установленные в ходе рассмотрения жалобы;
    8. основания и выводы для принятия решения по жалобе;
    9. принятое по жалобе решение;
    10. сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  2. По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:
    1. признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;
    2. признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
  3. В случае удовлетворения жалобы полностью или частично таможенный орган:
    1. отменяет полностью или частично принятое таможенным органом решение;
    2. отменяет принятое таможенным органом решение и обязывает этот таможенный орган принять новое решение в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и (или) меры, направленные на устранение допущенных нарушений;
    3. признает действие (бездействие) таможенного органа неправомерным и обязывает принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений.
  4. Решение по жалобе должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, принявшим указанное решение.
  5. Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерными, не позднее пятнадцати рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании или указанным решением не установлен иной срок для их совершения.
  6. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. Указанное решение может быть направлено заявителю в виде электронного документа.
  7. Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.
  8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму решения по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа.
Мы поможем Вам, составим жалобу, подготовим необходимые документы, направим их в вышестоящий таможенный орган и проконтролируем ход рассмотрения жалобы.
Пожаловаться на Таможню

 

Для того чтобы начать работать Вам необходимо прислать нам все имеющиеся документы (решение таможни, таможенную расписку, декларацию на товары, коммерческие документы и т.п.), мы изучим все присланные документы и ответим Вам имеет ли смысл обжалование в Вашем случае.

Если ведомственная жалоба не поможет, мы готовы начать  обжалование решения таможенных органов в суде, и представлять Ваши интересы.