В целях выявления рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле, анализируется огромный пласт информации. Должностные лица таможенных органов используют источники информации, имеющиеся в таможенном органе.

Источники информации, используемые для выявления рисков должностными лицами таможенных органов

  • базы данных электронных копий поданных, а также зарегистрированных и оформленных ДТ;
  • базы данных электронных уведомлений о направлении товаров;
  • базы данных электронных копий деклараций таможенной стоимости (ДТС) и корректировок таможенной стоимости (КТС);
  • базы данных электронных копий таможенных приходных ордеров (ТПО);
  • базы данных предварительного информирования;
  • базы данных прибытия транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации;
  • базы данных автотранспортных средств международной перевозки;
  • базы данных фактического вывоза товаров;
  • электронные справочники НСИ;
  • базы данных электронных журналов;
  • центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);
  • базы данных информационного обмена с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
  • базы данных информационного обмена с Государственной таможенной службой Украины (ГТС Украины);
  • базы данных информационного обмена с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;
  • базы данных информационного обмена с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь;
  • базы данных информационного обмена с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики;
  • базы данных информационного обмена с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);
  • базы данных внешней торговли ЕС;
  • базы данных внешней торговли стран-участниц СНГ;
  • базы данных по итогам внешней торговли МВФ;
  • базы данных внешней торговли ООН (Comtrade);
  • базы данных международной торговли;
  • базы данных паспортов сделок;
  • центральную базы данных по валютному контролю;
  • образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
  • базы данных информационного обмена с министерствами, федеральными службами и агентствами, а также иными организациями (по мере заключения соответствующих соглашений);
  • базы данных, содержащие информацию об уголовных делах и делах об административных правонарушениях;
  • единый информационный банк данных правоохранительных органов для обмена информацией о физических и юридических лицах, подозреваемых в незаконном обороте и контрабанде оружия;
  • ценовую информацию, представленную таможенным органам производителями товаров, субъектами внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и их профессиональными объединениями (ассоциациями);
  • базы данных, созданные самостоятельно;
  • бумажные носители ДТ, ТД, ДТС, КТС, актов таможенных досмотров (осмотров), а также коммерческих и транспортных документов;
  • оперативную информацию;
  • обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
  • запросы и информацию иных контролирующих государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений;
  • запросы депутатов федеральных и местных представительных органов государственной власти;
  • информацию, полученную из средств массовой информации;
  • информацию, полученную в результате оперативно-розыскной деятельности;
  • информацию, полученную в результате расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях;
  • информацию, содержащуюся в правовых актах, изданных по результатам проверок деятельности таможенных органов;
  • информацию, представленную субъектами ВЭД на добровольной основе;
  • информацию, содержащуюся в актах законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенную и внешнеэкономическую деятельность;
  • информацию, получаемую с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;
  • иные источники информации, в том числе собственные аналитические материалы, сведения из независимых источников информации, прайс-листы производителей товаров, прейскуранты цен, анализ конъюнктуры рынка, данные информационной сети Интернет.

Анализ информации проводится, как правило, по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска. При этом используются разнообразные методы, среди которых можно упомянуть традиционные математикостатистические методы, целевые методы, как разработанные конкретно для данного профиля риска, так и сформулированные сотрудником таможенного органа самостоятельно.