По инициативе ООН в Женеве 30 сентября 1957 было создано ADR (Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route) европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, в силу оно вступило только 29 января 1968 года, действует на территории всех стран Евросоюза, а также в Казахстане, Азербайджане, Марокко.
В России аналогичное ему называется ДОПОГ.
Помимо ADR перевозка опасных грузов так же регулируется в соответствии с Временной инструкцией «О перевозке опасных грузов автотранспортом» министерства сообщения.
Кроме этого договора в Европе действуют следующие договоры перевозки опасных грузов:
IMDG CODE (International Maritime Dangerous Goods Code) - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).
ICAO-TI (Technical Instructions for The Safe Transport of Dangerous Goods by AIR) - инструкции по перевозке опасных грузов авиатранспортом, документ ИКАО 9284.
RID (International Regulations Concerning the Carriage of Dangerous Goods by Rail) - договор о перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Опасные грузы подразделяются на классы и подклассы, согласно ГОСТ 19433–88 и МК МПОГ (международный кодекс морской перевозки опасных грузов). Классификация их (отнесение к классу, подклассу, категории и группе) производится в зависимости от вида опасности. Виды опасностей классифицируются по следующим признакам. Взрывоопасность, Огнеопасность, Ядовитость (токсичность), Едкость (коррозийность), Радиоактивность, Окисление (свойства способствующие горению)
Классы опасности в соответствии с классификацией ADR
Согласно ADR все опасные грузы должны иметь определённую группу упаковки. Группа упаковки характеризует степень опасности перевозимого груза. Они делятся на три группы:
I - очень опасный груз.
II - просто опасный груз.
III - незначительно опасный груз.
Особенность опасности класса 3 - это способность испаряться. Закрытые упаковки устраняют образование и утечку паров. У 3-го класса могут быть одна главная опасность и максимально 2 дополнительные опасности.
Класс 1. Главная опасность.
Класс 2. Главная опасность + ядовитость.
Класс 3. Главная опасность + коррозийность.
Класс 4. Главная опасность + ядовитость + коррозийность.
Класс 4.1 - группа упаковки - II или III. Примерно 5 % этих веществ имеют дополнительную опасность - термическая нестабильность - возможность взрыва (сера, целлюлоза).
Класс 4.2 - группа упаковки - I,II,III.
Класс 4.3 - группа упаковки - I,II,III.
Класс 5.1 - группа упаковки - I,II,III (минеральные удобрения, пероксид водорода).
Класс 5.2 - групп упаковок не имеет (сырьё хим.заводов).
Класс 6.1 - группы упаковок - I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей (синильная кислота, мышьяк, вещества содержащие ртуть и т. д.).
Класс 6.2 - не имеет групп упаковок.
Класс 8 - группы упаковок - I,II,III. Имеет много дополнительных опасностей.
Класс 9 - группы упаковок - II,III. (пыль асбеста - канцероген, вещества при горении которых выделяются диоксиды, также канцерогены, не разлагаются в течение 20 лет).
Особенность класса 2 в том, что он не имеет главной опасности и не имеет групп упаковок. Имеет следующие особенные опасные свойства и их специальные обозначения:
А - удушающие -создают нехватку кислорода для дыхания в закрытых помещениях (инертные газы).
О - окисляющие, то есть способствующие горению (кислород).
F - огнеопасность (пропан).
Т - ядовитые.
Далее два и более опасных свойства одновременно.
ТF - ядовитые + воспламеняющие.
TC - ядовитые + едкие(коррозийные).
TO - ядовитые + окисляющие.
TFC - ядовитые + воспламеняющиеся + едкие.
TOC - ядовитые + окисляющие(способствуют горению) +едкие(коррозийные).
Группа упаковки не назначается для следующих классов:
Упаковку опасного груза выбирает грузоотправитель. Двойная упаковка применяется неразбираемая. Если упаковку можно разбирать, то это комбинированная упаковка. Часто применяются IBC (Intermmediate Bulk Container) — контейнер средней грузоподъёмности до 3000 литров. Такие контейнеры считаются упаковками. Необходимо проверять маркировку груза. Обязателен знак опасности. Он представляет собой ромб с длиной ребра не более 100 мм. Обязательно расположение всех знаков опасности на одной стороне упаковки.
Надёжность упаковки обозначается латинскими буквами X, Y, Z. Обязательно сравнивать группу упаковки и надёжность упаковки.