Если для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК № 294 от 25.12.2012 года, установлена необходимость представления таможенным органам при таможенном декларировании ввозимых товаров документы об оценке их соответствия обязательным требованиям в рамках Союза или сведений о таких документах.
Если на Ваш товар требуется Декларация Соответствия или Сертификат Соответствия то Вам необходимо ознакомится с данной информацией.
В соответствии с правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений, к которым относятся и меры технического регулирования, в отношении товаров, ввозимых в РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом.
В соответствии с пунктом 6 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС) установлено, что продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС и согласно Порядку применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза № 711 от 15.07.2011 г. , маркируется им перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС.
Важно понимать что сведения, содержащиеся на этикетке, должны полностью соответствовать информации, заявленной в декларации на товары и в технической документации, прилагаемой к товару.
Перечень общих требований был перечислен в Постановлении Правительства № 1037 от 15.08.1997 г. «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке» хотя он и утратил силу 13.03.2018 согластно постановлению правительства РФ № 246.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:
Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках - вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Самое важное на этикетке – это наименование товара. Оно должно включать в себя фактическое наименование товара на русском языке и артикул или модель, но это не вся информация, которая должна присутствовать на этикетке.
В таможенном союзе есть целый ряд технических регламентов, которые предъявляют требования в зависимости от вида товаров. Так, например, есть отдельный технический регламент (ТРТС) 005/2011 «О безопасности упаковки», и он устанавливает, что на упаковку должна наноситься характерная пиктограмма «бокал-вилка», если тара предназначена для пищевой продукции, и перечеркнутая пиктограмма «бокал-вилка», если для не пищевой.
Кроме того, разные регламенты дополнительно устанавливают требования, куда именно нужно наносить маркировку. Основных требований два – маркировка обязательно должна быть на каждой единице товара и на упаковочной таре в целом. Обычно на коробке. Но для некоторых товаров также есть свои нюансы.
Как правило, на продукцию, на которую распространяются требования технических регламентов Таможенного союза, этикетки согласуются еще на стадии оформления разрешительной документации: декларации соответствия ТР ТС либо сертификата соответствия ТР ТС. Орган по сертификации проверяет этикетку и указывает, как ее нужно изменить или дополнить. Только после этого ее образец можно отправлять продавцу для наклейки на груз и коробки.
В случае выявления отсутствия маркировки EAC таможенный орган скорее всего захочет возбудить дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из РФ».
Эта статья предполагает штраф от 50 до 300 тысяч рублей и возможность конфискации товара. В среднем дело об АП ведется два-четыре месяца, затем выносится постановление по делу об АП, после чего будет необходимо оплатить штраф. Все это время груз будет находиться на складе ответственного хранения. После того, как штраф будет оплачен, у участника ВЭД есть два варианта: либо отправить товар на реэкспорт, либо перевезти товар на Таможенный склад и промаркировать там, а затем заново подавать декларацию в таможню. И тот, и другой вариант приводят ведет к серьезным дополнительным финансовым расходам и издержкам.
Отправке груза всегда должен предшествовать процесс согласования этикетки. Обычно импортер направляет ее образец продавцу, а продавец затем прикрепляет этикетку к товару и коробкам перед отправкой.
Соответствующее решение Комиссии Таможенного союза № 711 было принято еще в 2011 году, но с особой бдительностью таможня взялась за его исполнение сравнительно недавно. Участники ВЭД часто попадаются на том, что на этикетках товара, который подлежит декларированию соответствия, отсутствует обязательная маркировка ЕАС, либо данная маркировка присутствует на этикетке, наклеенной на коробку, но отсутствует на товаре. Иногда сам знак на этикетке выглядит некорректно – он сильно вытянут по горизонтали или по вертикали, что также является нарушением законодательства.
Согласно пункту 2 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС), выпуск продукции в обращение - это поставка или ввоз продукции с целью её распространения на территории Евразийского экономического союза. Согласно ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС до их выпуска таможенными органами.
Отсутствие единого знака обращения на сопроводительных документах, товаре либо упаковке может свидетельствовать о риске несоблюдения мер технического регулирования, связанных с представлением в таможенные органы недействительных документов (не относящихся к товару).
При подтверждении таких рисков в ходе применения форм таможенного контроля, и мер их обеспечивающих, отличных от проверки наличия знака обращения в отношении участников ВЭД предусмотрена административная ответственность по статье 16.3 КоАП РФ.
Обращаем ваше внимание что этом ответственность только за отсутствие знака обращения, установленная частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ наступать не может.
Есть письмо ФТС России № 01-11/50898 от 15.05.2018 о возбуждении дел об административных правонарушениях в связи с несоблюдением мер технического регулирования написанное генерал-полковником таможенной службы Р.В. Давыдовым, в нем разъясняются ситуации по поводу отсутствия знака EAC и не правильной маркировки товаров.
Правила игры постоянно меняются, поэтому перед ее началом мы советуем обратиться за консультацией, чтобы в итоге не выйти из игры раньше других.