Профиль риска включает в себя следующие элементы:
Пояснительная записка к проекту профиля риска должна содержать следующие сведения:
Бумажные экземпляры проекта профиля риска и пояснительной записки к нему, сформированные с использованием специального программного средства, подписываются начальником структурного подразделения таможенного органа, выявившего риск. Документы согласовывается с начальником координирующего подразделения и первым заместителем начальника таможенного органа по таможенному контролю в части определения индикаторов риска, перечня и порядка применения мер по минимизации рисков.
В случае отнесения выявленной рисковой ситуации, послужившей основанием для издания проекта профиля риска, проекта срочного профиля риска или проекта ориентировки к компетенции иного структурного подразделения таможенного органа (использование индикаторов риска и мер по минимизации рисков, отнесенных к компетенции иного структурного подразделения), такие проекты профилей рисков, срочных профилей рисков или ориентировок совместно с пояснительными записками к ним согласовываются с соответствующим структурным подразделением таможенного органа.
В электронном виде сообщение информации о профиле риска обеспечивает ГНИВЦ ФТС России в составе электронного справочника. В бумажном виде профиль риска доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.
После подписания и согласования проекта профиля риска и пояснительной записки к нему уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможенного органа регистрирует проект профиля риска в журнале регистрации, и присваивает регистрационный номер в формате 00 / ТТТТТ / ДДММГГГГ / ХХХХХ, нумерация проектов профилей рисков является сквозной и не обнуляется в начале календарного года.
Профиль риска считается проектом профиля риска (не действующим) до момента присвоения ему регистрационного номера в соответствии с решением (положительной резолюцией) уполномоченного должностного лица ФТС России на докладной записке координирующего либо структурного подразделения ФТС России (о направлении автоматических и/или автоматизированных профилей рисков) или подписания таким лицом письма ФТС России (о направлении неформализованного профиля риска).
Если начальник подразделения ФТС России, ответственного за координацию и применение СУР, определяет, что рассматриваемый проект профиля риска разработан по направлению деятельности нескольких структурных подразделений ФТС России, то проект рассматривается уполномоченными должностными лицами таких подразделений ФТС России на совместном рабочем совещании, созываемом в координирующем подразделении ФТС России, в пределах 10-дневного срока рассмотрения проекта профиля риска.
По результатам совместного рабочего совещания определяется целесообразность разработки профиля риска, а также структурное подразделение ФТС России, ответственное за его дальнейшую разработку. Координирующее подразделение ФТС России фиксирует результаты рабочего совещания в протоколе и вносит необходимые записи в соответствующие поля журнала.
Существует несколько возможных видов резолюций на докладной записке:
По результатам рассмотрении РТУ проекта профиля риска должностное лицо по направлению деятельности которого разработан проект профиля риска, вносит информацию о заключении на проект профиля риска в журнал, указывает свою фамилию, инициалы и после согласования с координирующим подразделением РТУ направляет информацию в ФТС России.
С учетом полученных результатов исполнитель проекта профиля риска в ФТС России в течение 5-ти рабочих дней с момента получения заключения РТУ присваивает электронной копии проекта профиля риска один из четырех вышеуказанных статусов ("Целесообразен", "Нецелесообразен", "Доработка ФТС России", "Сбор информации").
После согласования проекта профиля риска и пояснительной записки с соответствующими структурными подразделениями ФТС России и внесения в него необходимых изменений (наличия соответствующих виз на проекте письма ФТС России либо проекте докладной записки уполномоченному должностному лицу ФТС России), исполнитель осуществляет распечатку электронной копии профиля риска, сформированной с использованием специального программного средства и подписывает ее, а также представляет на подпись начальнику структурного подразделения ФТС России или лицу, его замещающему, независимо от территориальной области действия профиля риска.
Исполнитель проекта профиля риска прикладывает подписанный и согласованный профиль риска к проекту письма ФТС России (для направления неформализованных профилей рисков) или докладной записке уполномоченному должностному лицу ФТС России.
В качестве обоснования для утверждения профиля риска к нему прикладываются проект профиля риска и пояснительная записка структурного подразделения ФТС России, а также распечатки электронных копий проекта профиля риска и пояснительных записок РТУ или таможни, заключения РТУ на проект профиля риска таможни (если запрашивалось).
После наложения положительной резолюции на докладной записке или письма, содержащего профиль о согласии с направлением профиля риска в таможенные органы, должностное лицо структурного или координирующего подразделения ФТС России, подготовившего профиль риска, в течение одного рабочего дня с момента получения подписанного письма или докладной записки с положительной резолюцией:
Координирующее подразделение ФТС России в течение часа с момента получения информации, присваивает электронной копии профиля риска с использованием специального программного средства, регистрационный номер в формате XX / XXXXXX / ДДММГГГГ / ХХХХХ, нумерация профилей риска является сквозной и не обнуляется в начале календарного года.
Действия должностных лиц таможенных органов при подготовке и применении профилей рисков при таможенном контроле определены приказом ФТС России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»
Созданию профиля риска предшествует процесс составления и утверждения его проекта, при подготовке профиля риска выделяется следующие этапы проведения анализа рисков:
Результатом анализа рисков является разработка соответствующей процедуры контроля, позволяющей минимизировать риски, конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов по кадрам, технике, программному обеспечению и т. д.
Для определения целесообразности применения существующих профилей риска, прогнозирования эффективности их действия, а также для сокращения количества профилей риска, должностные лица таможенных органов направляют отчет о принятии прямых мер по минимизации рисков (ДТ в бумажном и электронном виде и прилагающиеся документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России.
Эти документы и сведения анализируются согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам анализа, прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.
Существует ряд требований, предъявляемых к заполнению отчета о результатах применения прямых мер по минимизации рисков, содержащегося в графе «С» электронной копии ДТ. Форма отчета и порядок его заполнения определяются правовыми актами ФТС России.
Для единообразного заполнения полей отчета разработаны методические рекомендации, утвержденные письмами ФТС России. В качестве установленных форм отчета используется специально разработанные таблицы в основе которых лежит информация, содержащаяся в ДТ, а ее элементами являются соответствующие графы в закодированном виде.
Данная таблица имеет четыре группы полей:
Понятие ориентировки отличается от понятия профиля риска.Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:
Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков поэтому ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков.
Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно, на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации.
Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).
К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.
Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.
Ориентировки подписываются заместителем руководителя ФТС России, курирующим соответствующее структурное подразделение ФТС России и направляются в таможенные органы, как правило, письмом ФТС России, а также в составе программных средств.
Профиль риска это совокупность данных, содержащих описание области риска, индикаторов риска, указание о применении прямых мер по его минимизации и доводимая до таможенных органов. Единственной формой закрепления профилей риска являются правовые акты ФТС России с пометкой для служебного пользования (ДСП).
Изданные в виде приказа, профили риска вводятся в информационные системы таможенных пунктов. Каждый профиль риска представляет собой описания обобщенных ситуаций, способных привести к нарушению таможенного законодательства. При этом в профилях риска выделяется область риска (отдельные сгруппированные объекты риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования), индикаторы риска (определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля) и перечень мер по минимизации рисков.
Профили риска формируются в Центральном аппарате специальными аналитическими группами на основе информации из различных баз данных, причем не только таможенных органов, но и налоговых, пограничных, миграционных служб, баз данных по сертификатам качества продукции.
Структура профиля риска выглядит следующим образом:
Риски, содержащиеся в профилях рисков, выявляют уполномоченные должностные лица таможенного поста. Существуют такие профили как:
Должностные лица таможенного поста осуществляют следующие действия:
В зависимости от региона применения, профили риска могут быть трех видов:
В зависимости от сроков действия профили подразделяется на:
Меры применяемые в рамках СУР, разделяются на прямые меры по минимизации рисков и косвенные меры по минимизации рисков.
При выявления рисков, содержащихся в профилях доведенных до таможенного органа в электронном и (или) бумажном виде, должностное лицо применяет указанные в профиле прямые меры по минимизации рисков.
В случае применения прямых мер по минимизации рисков в процессе декларирования товаров должностное лицо принимает, регистрирует, декларирует, ведет документальный контроль и в графе «С» электронной копии ДТ производит отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков. Меры применяемые в рамках СУР, разделяются на прямые меры по минимизации рисков и косвенные меры по минимизации рисков.
Ознакомится с таблицей классификатора мер по минимизации рисков Вы можете здесь.
Ниже представлена таблица с расшифровкой кодов ММР, которыми пользуются таможенные органы при проведении таможенного оформления, расшифровка значений этих кодов поможет понять что от Вас хочет таможня и почему оформление товаров на таможне приостановилось.
Код ММР | Описание ММР | Причины | Примечания | Без ПРМеры по минимизации рисков, имеющие отметку в настоящем поле, могут применяться таможенным органом без указания в профиле риска | С ГСЧМеры по минимизации рисков, имеющие отметку в настоящем поле, могут выявляться |
---|---|---|---|---|---|
101 | Проверка документов и сведений | X | |||
102 | Устный опрос | X | |||
103 | Получение объяснений | X | |||
104 | Таможенное наблюдение | X | |||
105 | Таможенный осмотр товаров | X | |||
106 | Таможенный осмотр транспортных средств международной перевозки | Х | |||
107 | Таможенный осмотр товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже | X | |||
108 | Таможенный осмотр иных объектов | ||||
109 | Таможенный досмотр товаров | Если вес нетто/брутто сильно различны; по требованию инспектора; в совокупности со стоимостным (615); если было МИДК с подозрением - согласование+выпуск+/арест+протокол |
1. Таможенный досмотр товаров проводится в случае выявления необходимости проведения таможенного досмотра специальным программным средством с использованием генератора случайных чисел. 2. Таможенный досмотр необходимо проводить (в указанных объеме и степени) только тех товаров (наименований товаров при их декларировании в ДТ), в отношении которых выявлен риск, содержащийся в профиле риска. 3. Таможенный досмотр товаров производится в объеме 10%. В случае, если в ходе проведения таможенного досмотра у должностного лица таможенного органа возникает обоснованное подозрение о вероятности наличия нарушения таможенного законодательства, объем таможенного досмотра увеличивается. |
X | |
110 | Таможенный досмотр транспортных средств международной перевозки | ||||
111 | Личный таможенный досмотр | X | |||
112 | Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков | X | |||
113 | Таможенный осмотр помещений и территорий | X | |||
114 | Таможенная камеральная проверка | X | |||
115 | Таможенная выездная проверка | X | |||
116 | Учет товаров, находящихся под таможенным контролем | X | |||
201 | Наложение таможенных пломб и печатей на транспортное средство международной перевозки, контейнер или на съемный кузов | X | |||
202 | Нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места | Х | |||
203 | Проставление штампов | Х | |||
204 | Отбор проб и образцов товаров | Мера применяется в соответствии с положениями письма ФТС России от 9 марта 2011 года № 04-66/10019 "О применении меры по минимизации рисков "623". | Х | ||
205 | Описание товаров и транспортных средств международной перевозки | Х | |||
206 | Использование чертежей, изготовленных масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций | Х | |||
207 | Использование составленных должностными лицами таможенных органов чертежей, изготовленных масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций | Х | |||
208 | Другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправители товаров | Х | |||
301 | Проставление на документах печатей и штампов | Х | |||
302 | Нанесение специальных наклеек, специальных защитных приспособлений | Х | |||
303 | Помещение документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств международной перевозки, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати | Х | |||
304 | Помещение документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты | Х | |||
401 | Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов путем залога имущества; | Х | |||
402 | Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов путеммбанковской гарантии | Х | |||
403 | Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов путем денежные средствами | Х | |||
404 | Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов путем поручительства | Х | |||
405 | Таможенное сопровождение | Х | |||
406 | Установление маршрута перевозки | Х | |||
501 | Направление в таможенный орган назначения запроса о наличии получателя товаров | Х | |||
502 | Получение от налоговых органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, а также иных органов сведений о субъектах ВЭД | Х | |||
503 | Получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета и отчетности и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами | Х | |||
504 | Получение от банков и иных кредитных организаций справок о лицах, связанных с внешнеэкономической деятельностью и операциях, связанных с уплатой таможенных платежей | Х | |||
601 | Таможенная экспертиза товаров | Х | |||
602 | Таможенная экспертиза документов | Х | |||
603 | Таможенная экспертиза средств идентификации товаров | Х | |||
604 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению организации таможенных процедур и таможенного контроля | ||||
605 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению происхождения товаров | Х | |||
606 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению торговых ограничений и экспортного контроля | ||||
607 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению товарной номенклатуры | 1. Меры по минимизации рисков применяются только к тем товарам, в отношении которых выявлен риск, содержащийся в профиле риска 1. Решение о классификации товара принимается структурным подразделением таможни (ОТНиПТ) в соответствии с п.16 Инструкции | Принятие решения отн и пт | Х | |
608 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости | Х | |||
609 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению валютного контроля | Х | |||
610 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению таможенных платежей | Х | |||
611 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля делящихся и радиоактивных материалов | Х | |||
612 | Принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению защиты прав интеллектуальной собственности | Принятие решения ОТО И ЭК. Мера применяется в случае проведения таможенного досмотра. | Х | ||
613 | Проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни | ||||
615 | Запрос дополнительных документов и сведений с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах | Стоимость; инспектор не согласен с кодом ТН ВЭД; корректировка ТС |
Запрос дополнительных документов; согласование+выпуск; отказ в выпуске; корректировка | Х | Х |
617 | Выгрузка товаров на склад временного хранения | ||||
618 | Принятие решения о выдаче разрешения на осуществление таможенной процедуры таможенного транзита отделом контроля за таможенным транзитом (ОКТТ) таможни | ||||
619 | Принятие решения о завершении таможенной процедуры транзита ОКТТ таможни | ||||
620 | Принятие решения о выдаче разрешения на осуществление таможенной процедуры таможенного транзита ОКТТ РТУ | ||||
621 | Принятие решения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита ОКТТ РТУ | ||||
623 | Выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником таможенного поста | Согласовывают по весу; согласовывают по стоимости | Мера применяется в соответствии с положениями письма ФТС России от 9 марта 2011 года № 04-66/10019 "О применении меры по минимизации рисков "623". | Х | |
624 | Направление копий деклараций (либо оригиналов деклараций, либо деклараций в электронной форме в случае электронного декларирования товаров) и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни не позднее двух дней после выпуска товаров (либо после принятия окончательного решения по таможенной стоимости, в случае выпуска товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены) для проведения последующего контроля | Как правило выпадает когда применяется 615 мера, либо по стоимости либо по коду | Направление документов в структурное подразделение | Х | Х |
625 | Направление копий деклараций (либо оригиналов деклараций, либо деклараций в электронной форме в случае электронного декларирования товаров) и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение РТУ не позднее двух дней после выпуска товаров (либо после принятия окончательного решения по таможенной стоимости, в случае выпуска товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены) для проведения последующего контроля | Х | |||
626 | Направление копий деклараций (либо оригиналов деклараций, либо деклараций в электронной форме в случае электронного декларирования товаров) и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение ФТС России не позднее двух дней после выпуска товаров (либо после принятия окончательного решения по таможенной стоимости, в случае выпуска товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены) для проведения последующего контроля | Х | |||
627 | Проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов | Х | |||
628 | Направление копии комплекта документов (таможенных, транспортных и коммерческих) в ОПСУР таможни назначения не позднее следующего дня после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита | Х | |||
633 | Таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов | А) применяется в обязательном порядке в случае выявления специальным программным средством с использованием генератора случайных чисел; Б) применяется при наличии возможности осуществить таможенный осмотр с применением ИДК, т.е. фактическом нахождении ИДК в зоне таможенного контроля, где находится объект контроля, либо передислокации МИДК в эту зону таможенного контроля в течении периода В) обо всех случаях применения ИДК на основании данного профиля риска таможенный пост информирует ОПСУР таможни. Информирование производится в порядке и сроки, установленные начальником таможни. |
Осмотр с ИДК | Х | Х |
634 | Таможенный осмотр товаров и транспортных средств международной перевозки в присутствии специалиста-кинолога со служебном собакой | Х | |||
635 | Проведение последующего контроля информации, полученной с использованием ИДК, координирующим подразделением таможни | А) применяется во всех случаях применения 633 меры; Б) при проведении анализа Информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица ОПСУР таможни, осуществляющие анализ, исследуют полученные изображения путем сопоставления данных, полученных в результате сканирования, со сведениями о товарах и транспортных стедствах В) по результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица ОПСУР таможни, во всех случаях проведения таможенного осмотра с использованием ИДК в соответствии с данным профилем риска, подготавливают заключение об обоснованности/ Г) заключение ОПСУР таможни направляется на таможенный пост в порядке и сроки, установленные начальником таможни. |
Контроль ОПСУР | Х | |
636 | Проведение последующего контроля информации, полученной с использованием ИДК, координирующим подразделением РТУ | Х | |||
637 | Участие специалиста при проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 101 ТКТС | Х | |||
638 | Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля в соответствии со статьей 102 ТКТС | Х | |||
639 | Выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме) | Х | |||
1 to 10 (71) |
Меры группируются следующим образом:
Если при совершении таможенных операций в отношении товаров выявлено одновременно несколько рисков, содержащихся в профилях рисков, перечень мер по минимизации которых частично или полностью повторяется, то меры применяются с учетом следующего:
В случаях, когда отдельные меры по минимизации рисков, содержащиеся в профиле риска, не применяются, либо не могут быть применены по объективным причинам, либо их применение нецелесообразно (применены ранее), начальник таможенного поста может принять решение о неприменении таких мер по минимизации рисков (в том числе о снижении объема и степени таможенного досмотра) и будет нести за это персональную ответственность.
В случае неприменения отдельных мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, за исключением случаев, когда они не применяются из за условий профиля, начальник таможенного поста должен письменно доложить начальнику таможни о причинах их неприменения в срок не позднее трех рабочих дней с момента принятия соответствующего решения, исключение составляют случаи когда мера по минимизации риска, содержащаяся в профиле риска, не применялась уполномоченными должностными лицами при активации функции выпуска электронной ДТ в связи с предшествующим ее применением на этапе приема ДТ.
Причины неприменения мер по минимизации рисков указываются в отчете о результатах применения мер по минимизации рисков в соответствии с Правилами заполнения Отчета.
При выявлении риска, содержащегося в профиле риска, в отношении товаров, повторно декларируемых после предшествующим отказом в их выпуске (статья 201 Кодекса) или отзывом ДТ (статья 192 Кодекса), начальник таможенного органа или лицо его замещающее вправе принять решение о неприменении в отношении таких товаров мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле рисков в том числе примененных по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенного органа и предусматривающих проведение фактического контроля ММР 105, 109, 204, 601, 633.
Данное решение принимается начальником таможенного поста или (лицом его замещающим в случае его отсутствия) в виде резолюции на докладной записке должностного лица, выявившего факт ранее проведенного таможенного досмотра только в случае, если в отношении товаров, ранее декларировавшихся таможенному органу с использованием ДТ (товаров, в отношении которых было принято решение об отказе в выпуске либо дано разрешение на отзыв ДТ), уже применялись меры по минимизации рисков, содержащиеся в профиле рисков и предусматривающие проведение фактического таможенного контроля ММР 105, 109, 204, 601, 633.