В Российской Федерации все импортируемые автомобили должны пройти таможенное оформление. В зависимости от того, кто является владельцем автомобиля, физическое или юридическое лицо, определяются размеры таможенных платежей, которые необходимо уплатить при оформлении транспортного средства. Далее рассмотрим сколько и за что придется оплатить при оформлении автомобиля на таможне во Владивостоке.
Важным параметром при выборе автомобиля считается его возраст, он считается с учетом даты подачи документов на таможенное оформление, этот фактор важно учитывать при покупке автомобиля на аукционе, так как автомобиль еще необходимо доставить до места оформления во Владивосток. В результате этого, некоторые года являются переходными, не зная точно возраст автомобиля на момент таможенного оформления, невозможно понять, в какую категорию он попадает. Переходный год для трехлетних авто - текущий год минус три, для пятилетних авто - текущий год минус пять. Например в августе 2023 года переходными годами будут соответственно август 2018 и 2020 года. Учитывать возраст автомобилей актуально в основном при ввозе автомобиля на физическое лицо.
При расчете стоимости автомобиля на физическое лицо таможенные платежи сильно отличаются у проходных и не проходных автомобилей, таможенные платежи на автомобили возрастом от трех до пяти лет будут гораздо меньше. В случае приобретения таких автомобилей можно сэкономить на таможенных платежах и получить качественный автомобиль в отличном состоянии. Вы всегда сможете выбрать автомобиль с более низким пробегом но по более дорогой цене, что также повышает его надежность и долговечность. В целом, покупка автомобиля возрастом от трех до пяти лет является оптимальным выбором для тех, кто хочет получить качественный автомобиль по доступной цене и наслаждаться комфортной ездой долгие годы.
В РФ основной статьей расходов при оформлении автомобилей помимо его стоимости являются таможенные платежи. Величина таможенных платежей для физических лиц при подаче автомобилей под ТПО определяется возрастом автомобиля и объёмом ДВС.
Автомобили до трех лет | ||
Таможенная стоимость в евро | Ставка | |
от | до | |
8500 | 54 %, но не менее 2,5 € за 1 см3 объема двигателя | |
8500 | 16700 | 48 %, но не менее 3,5 € за 1 см3 объема двигателя |
16700 | 42300 | 48 %, но не менее 5,5 € за 1 см3 объема двигателя |
42300 | 84500 | 48 %, но не менее 7,5 € за 1 см3 объема двигателя |
84500 | 169000 | 48 %, но не менее 15 € за 1 см3 объема двигателя |
169000 | ∞ | 48 %, но не менее 20 € за 1 см3 объема двигателя |
Автомобили от трех до пяти лет | ||
Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | |
1000 | 1,5 € за 1 см3 объема двигателя | |
1001 | 1500 | 1,7 € за 1 см3 объема двигателя |
1501 | 1800 | 2,5 € за 1 см3 объема двигателя |
1801 | 2300 | 2,7 € за 1 см3 объема двигателя |
2301 | 3000 | 3 € за 1 см3 объема двигателя |
3001 | ∞ | 3,6 € за 1 см3 объема двигателя |
Автомобили от пяти до семи лет | ||
Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | |
1000 | 3 € за 1 см3 объема двигателя | |
1001 | 1500 | 3,2 € за 1 см3 объема двигателя |
1501 | 1800 | 3,5 € за 1 см3 объема двигателя |
1801 | 2300 | 4,8 € за 1 см3 объема двигателя |
2301 | 3000 | 5 € за 1 см3 объема двигателя |
3001 | ∞ | 5,7 € за 1 см3 объема двигателя |
Автомобили старше семи лет | ||
Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | |
1000 | 3 € за 1 см3 объема двигателя | |
1001 | 1500 | 3,2 € за 1 см3 объема двигателя |
1501 | 1800 | 3,5 € за 1 см3 объема двигателя |
1801 | 2500 | 4,8 € за 1 см3 объема двигателя |
2501 | 3000 | 5 € за 1 см3 объема двигателя |
3001 | ∞ | 5,7 € за 1 см3 объема двигателя |
Для юридических лиц величина таможенной пошлины устанавливается в процентах от цены автомобиля с оговоркой что сумма будет не менее чем установленное значение в евро за 1 см3 объема двигателя. Так, например для автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3 с момента выпуска, которого прошло более 5 лет, но не более 7 лет придется заплатить 20% таможенной пошлины (но не менее 0,36 евро за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз.
Автомобили с бензиновым двигателем | |||
Автомобили до трех лет (новые) | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703211099 | 1000 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз | |
8703221099 | 1001 | 1500 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703231940 | 1501 | 1800 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703231981 | 1801 | 2300 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703231982 | 2301 | 2800 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703231988 | 2800 | 3000 | 12,5% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703241098 | 3001 | ∞ | 12,5% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703241092 | 3000 | 3500 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703241091 | 4200 | ∞ | 10% пошлина + 20% НДС + Акциз |
Автомобили от трех до пяти лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703219098 | 1000 | 20% пошлина (но не менее €0,36 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз | |
8703229098 | 1001 | 1500 | 20% пошлина (но не менее €0,36 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239049 | 1501 | 1800 | 20% пошлина (но не менее €0,36 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239083 | 1801 | 2300 | 20% пошлина (но не менее €0,44 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239089 | 2300 | 3000 | 20% пошлина (но не менее €0,44 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239089 | 3001 | ∞ | 20% пошлина (но не менее €0,44 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
Автомобили от пяти до семи лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703219094 | 1000 | 20% пошлина (но не менее €0,36 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз | |
8703229094 | 1001 | 1500 | 20% пошлина (но не менее €0,4 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239042 | 1501 | 1800 | 20% пошлина (но не менее €0,36 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239082 | 1801 | 2300 | 20% пошлина (но не менее €0,44 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703239088 | 2300 | 3000 | 20% пошлина (но не менее €0,44 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703249094 | 3001 | ∞ | 20% пошлина (но не менее €0,8 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
Автомобили старше семи лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703219093 | 1000 | 1,4€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз | |
8703229093 | 1001 | 1500 | 1,5€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
8703239041 | 1501 | 1800 | 1,6€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
8703239081 | 1801 | 2300 | 2.2€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
8703239087 | 2300 | 3000 | 2.2€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
8703249093 | 3001 | ∞ | 3.2€ за 1см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
Автомобили с дизельным двигателем | |||
Автомобили до трех лет (новые) | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703311090 | 1500 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз | |
8703321990 | 1501 | 2500 | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
8703331990 | 2501 | ∞ | 15% пошлина + 20% НДС + Акциз |
Автомобили от трех до пяти лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703319098 | 1500 | 20% пошлина (но не менее €0,32 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз | |
8703329098 | 1501 | 2500 | 20% пошлина (но не менее €0,4 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703339098 | 2501 | ∞ | 20% пошлина (но не менее €0,8 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
Автомобили от пяти до семи лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703319094 | 1500 | 20% пошлина (но не менее €0,32 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз | |
8703329094 | 1501 | 2500 | 20% пошлина (но не менее €0,4 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
8703339094 | 2501 | ∞ | 20% пошлина (но не менее €0,8 € за 1 см3 объема двигателя) + 20% НДС + Акциз |
Автомобили старше семи лет | |||
Код ТН ВЭД | Объем двигателя, куб.см | Ставка | |
от | до | ||
8703319093 | 1500 | 1,5 € за 1 см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз | |
8703329093 | 1501 | 2500 | 2,2 € за 1 см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
8703339093 | 2501 | ∞ | 3,2 € за 1 см3 объема двигателя + 20% НДС + Акциз |
Транспортные средства, сочетающие в себе поршневой двигатель внутреннего сгорания с одним или несколькими электрическими двигателями, называются гибридными электротранспортными средствами (HEVs). Для механической тяги в этих транспортных средствах используется энергия как горючего топлива, так и устройства для накопления электрической энергии например, электрического аккумулятора, конденсатора, маховика/генератора.
Существуют разные типы гибридных электротранспортных средств (HEVs), которые различаются схемой трансмиссии такие как параллельные гибриды, последовательные гибриды, раздельные или параллельно - последовательные гибриды и степенью гибридизации, например, полные гибриды, средние гибриды и гибриды с подзарядкой от электросети. К гибридам с подзарядкой от электросети (PHEVs) относятся электротранспортные средства, электрические аккумуляторы которых можно подзаряжать от электрической розетки или зарядной станции. Транспортные средства, приводимые в движение одним или несколькими электрическими двигателями с питанием от аккумуляторных батарей, называются электротранспортными средствами (EVs).
В гибридных автомобилях могут быть предусмотренные следующие режимы работы. Движение с приводом только от электродвигателей, движение с приводом только от электродвигателей и зарядом аккумуляторной батареи от двигателя внутреннего сгорания, движение с одновременным приводом от электродвигателей и двигателя внутреннего сгорания, замедление в режиме рекуперации энергии, предусмотрена зарядка тяговой аккумуляторной батареи от внешнего источника.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р59102-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками", утвержденный приказом Росстандарта №799-ст от 09.10.2020 г. устанавливает термины и определения в области стандартизации и сертификации автомобильных транспортных средств, в конструкции которых имеются тяговый электропривод и перезаряжаемая система хранения электрической энергии.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59089-2020 "Электромобили и автомобильные транспортные средства с комбинированными энергоустановками. Категории по параметрам энергоэффективности согласно выбросам СО2", утвержденный приказом Росстандарта № 781-ст от 08.10.2020 г. в подпункте 5.2.11 пункта 5.2 закрепляет, что в требованиях по заполнению листа технических характеристик автомобильного транспортного средства "Мощность тягового электропривода" указывают мощность номинальную/пиковую (кВт) тягового электродвигателя или суммарную мощность, если их несколько.
Согласно подпункту 15 п. 5 решения Коллегии ЕАЭС № 100 от 18.08.2015 г. указывается номинальная мощность двигателя (двигателей) (в киловаттах и в лошадиных силах). В случае применения в конструкции машины для приведения ее в движение более 1 двигателя указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей, которая может расходоваться одновременно.
В случае если в конструкции машины механическая энергия двигателя внутреннего сгорания преобразуется в электрическую для последующего приведения машины в движение посредством электрического двигателя (электрических двигателей), указывается номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания.
Решением Коллегии ЕАЭК №122 от 22.09.2015 г. в перечне сведений, указываемых в ЭПТС, в показателе «электродвигатель электромобиля» указывается максимальная 30-минутная мощность. Согласно Решению Коллегии ЕАЭК №81 от 12.07.2016 г., максимальная мощность электродвигателя (ElectricMotorPowerMeasure) – это максимальная полезная мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода. В случае наличия в транспортном средстве двух электродвигателей необходимо учитывать суммарную максимальную 30-минутную мощность двух электродвигателей.
Письмо Минфина России № 03-05-04-04/9167 от 06.02.2023 Письмо Минфина России № 03-05-04-04/22376 от 16.03.2023
Таможенные платежи на гибридные автомобили рассчитываются аналогично с автомобилям с ДВС.
Таможенные платежи на транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем, например автомобиль NISSAN LEAF устанавливаются в процентах от цены автомобиля и составляют 15% таможенной пошлины + 20% НДС. Причем год выпуска не имеет значения.
Сборы по таможенному оформлению оплачивается государству за оказание услуги по оформлению автомобиля на таможне, ставки за таможенные операции установлены постановлением Правительства № 342 от 26.03.2020. и зависят от стоимости автомобиля, указанной инвойсе.
Таможенные сборы | ||
Таможенная стоимость автомобиля в рублях | Таможенный сбор в рублях | |
от | до | |
200000 | 775 | |
200001 | 450000 | 1550 |
450001 | 1200000 | 3100 |
1200001 | 2700000 | 8530 |
2700001 | 4200000 | 12000 |
4200001 | 5500000 | 15000 |
5500001 | 7000000 | 20000 |
7000001 | 8000000 | 23000 |
8000001 | 9000000 | 25000 |
9000001 | 10000000 | 27000 |
10000001 | ∞ | 30000 |
*Цена автомобиля пересчитывается из валюты покупки в рубли на день подачи декларации.
Таможенные сборы одинаковы для физического и юридического лица/
Размер акцизного налога определяется мощностью двигателя и считается за лошадиные силы.
Если автомобиль оснащён одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем. Для целей исчисления акцизов при определении мощности двигателя необходимо учитывать максимальную полезную мощность системы электротяги при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в течении 30-минутного периода времени.
При наличии в транспортном средстве двух электродвигателей необходимо учитывать суммарную максимальную 30-минутную мощность двух электродвигателей.
В случае если в конструкции машины механическая энергия двигателя внутреннего сгорания преобразуется в электрическую для последующего приведения машины в движение посредством электрического двигателя (электрических двигателей), указывается только номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания.
Ставка акциза применяемая с 01.01.2024 по 31.12.2024 включительно
Во время таможенного оформления автомобиля так же будет необходимо заплатить утилизационный сбор. Целью взимания утилизационного сбора является обеспечение и повышение экологической безопасности, в том числе охрана здоровья людей и окружающей природы от вреда, наносимого использованием такого транспорта. При этом обязательный платеж взимается с учетом технических характеристик каждого вида машин, а также в зависимости от их износа.
Размер утилизационного сбора зависит от получателя автомобиля, физическое или юридическое лицо, а также имеет значение возраст машины и объем двигателя.
Базовая ставка для легковых автомобилей установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U - сумма сбора, B - базовая ставка, а K - коэффициент.
Таблица расчета размера утилизационного сбора с 01.08.2023 | Базовая ставка в рублях = | 20,000.00 ₽ | ||||
Виды и категории грузовых транспортных средств | Новые ТС (до 3 лет) | ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет | ||||
Базовая ставка | В рублях | Базовая ставка | В рублях | |||
I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категории в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории | ||||||
1 | M1 | Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкойВ том числе транспортные средства, оснащенные гибридными силовыми установками последовательного типа, за исключением транспортных средств, оснащенных иными типами гибридных силовых установок. Согласно ПП № 2547 от 22.09.2023 г. | 1,63 | 32,600.00 ₽ | 6.1 | 122,000.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 | 4.06 | 81,200.00 ₽ | 10.36 | 207,200.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 см3 | 15.03 | 300,600.00 ₽ | 26.44 | 528,800.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3500 см3 | 42.24 | 844,800.00 ₽ | 63.95 | 1,279,000.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 см3 | 48.5 | 970,000.00 ₽ | 74.25 | 1,485,000.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 | 61.76 | 1,235,200.00 ₽ | 81.19 | 1,623,800.00 ₽ |
I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории РФ, категории в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории ввозимые физическими лицами для личного пользованияПри условии того что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза. | ||||||
1 | M1 | Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 0.17 | 3,400.00 ₽ | 0.26 | 5,200.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 | 0.17 | 3,400.00 ₽ | 0.26 | 5,200.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 см3 | 0.17 | 3,400.00 ₽ | 0.26 | 5,200.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 см3 | 0.17 | 3,400.00 ₽ | 0.26 | 5,200.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 см3 | 48.5 | 970,000.00 ₽ | 74.25 | 1,485,000.00 ₽ |
2 | M1 | Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 | 61.76 | 1,235,200.00 ₽ | 81.19 | 1,623,800.00 ₽ |
с 01.10.2022 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при ввозе транспортных средств на территорию РФ необходимо приобрести и установить устройство вызова экстренных оперативных служб.
Для физических лиц согласно постановлению Правительства РФ № 891 от 31.05.2023, временно до 01.02.2024, упрощена регистрация ввозимых из-за рубежа автомобилей - не требуется установка устройство вызова экстренных оперативных служб.
Вы можете купить автомобиль самостоятельно или обратиться к нашим специалистам, которые помогут выбрать автомобиль, и ответят на все текущие вопросы. Мы также предоставляем отлаженную схему доставки авто в любую точку России, включая автовозы, железнодорожный транспорт и контейнерную перевозку, чтобы ваш автомобиль был доставлен быстро и безопасно.
Если при проверке таможенной декларации, таможенная стоимость не устраивает таможенного инспектора по причине того что он считает ее низкой, он может произвести корректировку таможенной стоимости.
Таможенная стоимость, определяется как сумма, включающая все затраты, которые были понесены импортером на приобретение и ввоз товара на территорию РФ.
Корректировка таможенной стоимости всегда начинается с дополнительной проверки, проводимой по статье 69 ТК ТС. которая заключается в ознакомлении с запрошенными документами. Инспектор также направляет запросы третьим лицам, участвующим в сделке, банкам, госорганам иностранных государств. От качества и состава документов, предоставленных декларантом, будут зависеть дальнейшие шансы оспорить решение о корректировке таможенной стоимости.
Именно с процедурой КТС связано основное число ведомственных жалоб и судебных разбирательств, возникающих в таможенной сфере. Для участников ВЭД корректировка таможенной стоимости всегда приводит к дополнительными финансовыми расходами.
Важность значение таможенной стоимости обусловлено тем, что она является базой для расчета таможенных и прочих платежей, обязательных к уплате в бюджет импортером. Таможенная стоимость заявляется импортером при декларировании груза путем составления и подачи декларации таможенной стоимости (ДТС), которая подается вместе с декларацией на товары (ДТ) и пакетом подтверждающих документов.
В случае когда таможенный орган не соглашается с заявленной декларантом таможенной стоимостью, например по таким причинам как
В результате этого инспектор таможни будет стремится осуществить корректировку таможенной стоимости которая корректирует стоимость товара в сторону увеличения. По этой причине, увеличивается и стоимость таможенных платежей, которые должен оплатить импортер государству, а значит и увеличивается поступление в бюджет что и является главной задачей таможни.
При возникновении данной ситуации, декларантом как правило принимаются следующие решения.
Перечень документов подтверждающих величину заявленной стоимости может очень обширным и зависит от нравов таможни где происходит таможенное оформление. Срок предоставления таких документов назначает инспектор, но он не должен превышать 45 дней.
В случае условной корректировки если импортер решит вернуть свои обеспечительные платежи у таможни, ему необходимо направить свои усилия на доказательства заявленной таможенной стоимости груза в ведомственном порядке или в арбитражном суде.
Обжалование действий таможенного органа возможно только в случае не согласия с корректировкой и при наличии полного пакета документов, которые могут затрагивать всю цепочку поставки товара от производителя до конечного покупателя.
Важно чтобы при поставке у импортера имелись все необходимые документы и сведения о товаре, это будет иметь огромное значение в случае возникновении корректировки таможенной стоимости, одним из основных документов подтверждающих стоимость товаров является экспортная таможенная декларация.
ATA Carnet является международным таможенным документом, который позволяет облагаемый налогом товар временного (на срок до одного года) ввозить беспошлинно. Он состоит из унифицированных форм таможенных деклараций позволяющих идентифицировать товары, которые применяются на каждом пункте пересечения границы. Это мировая гарантия для таможенных пошлин и налогов, которая может заменить гарантийный депозит, требуемый каждым таможенным органом. Карнет АТА может использоваться в нескольких странах в нескольких поездках вплоть на протяжении всего срока действия
Карнета АТА представляет собой книжку формата А4 с обложкой зеленого цвета, составляется из листков разного цвета в зависимости от количества операций и стран (но не более 10 операций по временному ввозу). Карнет ATA содержит два основных типа листов - отрывные листы и неотрывные корешки.
Они имеют разные цвета, которые варьируются в зависимости от типа таможенной операции:
Составление карнета определяется маршрутом и характером операции. При этом собирается вместе и выдается такое количество листков различного вида, которое необходимо декларанту. Карнет АТА заполняется на английском или, по указанию ТПП России, на другом языке страны, куда временно ввозится товар с применением карнета АТА.
ATA это акроним словосочетания французского «Admission Temporaire» и английского «Temporary Admission» терминов обозначающих временный ввоз.
Карнет АТА совместно управляется Всемирной таможенной организацией (ВТО) и Международной торговой палатой (МТП) через ее Всемирную федерацию палат.
Карнета АТА позволяет участникам ВЭД минимизировать время таможенного оформления товаров и сократить расходы, связанные с уплатой таможенных платежей и таможенным оформлением.
В 1955 году Шарль Обер (первый директор ТПП Швейцарии) задумал создать документ, упрощающий и ускоряющий временное использование товаров в другой стране. Свою идею он основывал на существующей двусторонней системе между Швейцарией и Австрией. Эту идею поддержали Совет таможенного сотрудничества, (организация-предшественник ВТО) и Международная торговая палата (МТП). Был принята таможенная конвенция в отношении книжек ECS для коммерческих образцов и вступила в силу уже 03.10.1957 года совместными усилиями Всемирной таможенной организацией и Международной торговой палаты. ECS означают объединенные английские и французские слова Echantillons Commerciaux - Коммерческие образцы.
В 1961 году ВТО приняла Таможенную конвенцию о книжке АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), которая вступила в силу 30.07.1963 года. Книжки АТА считаются обновленной версией книжек ECS, которые больше не ограничивались коммерческими образцами. Более конкретные соглашения для типов разрешенных товаров были впоследствии разработаны и согласованы ВТО .
Государства которые подписали настоящую Конвенцию, убеждены, что принятие общих процедур временного беспошлинного ввоза товаров обеспечит значительные преимущества для международной коммерческой и культурной деятельности и обеспечит более высокую степень гармонии и единообразия в таможенной.
В Международную систему АТА входит 77 стран из них 28 стран-членов Евросоюза. Ежегодно в мире оформляется более 165 тысяч карнетов АТА. Российская Федерация является участницей таможенных конвенций о временном ввозе по карнету АТА с 1995 г. С 2012 года в России карнета АТА используется в качестве таможенной декларации для временно вывозимых товаров.
В России функции выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями - гарантами функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).
Россия применяет упрощенную процедуру таможенного оформления и таможенного для контроля временного ввоза для тех категорий товаров, которые регулируются следующими приложениями Конвенции 1990 г., к которым она присоединилась, а именно:
По Карнету АТА можно перемещать следующие товары
Нормативно-правовая база:
При проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля:
Документы, указывающие страну происхождения товара. От страны происхождения товара зависит таможенная пошлина и возможность получения льгот по торговым соглашениям.