Какие процедуры подтверждения соблюдения требований мер технического регулирования обеспечивают таможенные органы?
Таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека и интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
Статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” определены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
При обнаружении продукции, поступающей в обращение без документа об оценке (подтверждении) соответствия, таможенные органы каждого государства - члена ЕАЭС принимают меры по недопущению выпуска данной продукции в обращение.
Перечень документов и сведений, необходимых при таможенном декларировании товаров и для их выпуска, а также сроки их представления, устанавливаются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 № 294.
В ТК ЕАЭС включены нормы, предусматривающие возможность участнику внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций представлять сведения о разрешительных документах в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Статьей 109 ТК ЕАЭС предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС, а также может быть установлен порядок представления указанных документов. Такой порядок утвержден приказом Минфина России Приказ Минфина России от 06.03.2018 № 40н "Об определении Порядка представления декларантом до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документов, подтверждающих сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений".
При этом документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах или сведения из них или иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем непосредственно таможенных органов, а также из информационных систем других федеральных органов исполнительной власти в рамках информационного взаимодействия (статья 80 ТК ЕАЭС “Документы или сведения, необходимые для совершения таможенных операций”).
В целях информирования участников внешнеэкономической деятельности о возможности получения таможенными органами сведений о документах, необходимых для совершения таможенных операций, и (или) сведений из таких документов, и (или) иных сведений, необходимых таможенным органам для совершения таможенных операций, из информационных систем таможенных органов, а также для ускорения совершения таможенных операций участниками ВЭД и оптимизации проведения таможенного контроля таможенными органами разработан информационный сервис “Разрешительные документы” АПС “Личный кабинет” (далее - Личный кабинет).
Личный кабинет предусматривает два варианта регистрации:
- простой доступ с помощью логина и пароля (типовая роль - просмотр сервисов Личного кабинета);
- полный доступ с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи декларанта (роль пользователя - возможность запроса информации о разрешительном документе в федеральном органе исполнительной власти при помощи системы межведомственного взаимодействия и последующее размещение такого документа в электронном архиве декларанта).
Сведения из Личного кабинета применяются декларантом исключительно в добровольном порядке и их неиспользование не является основанием для отказа в регистрации таможенной декларации и выпуска товаров.