ИНКОТЕРМС 2020
Новая редакция Инкотермс ® 2020 вступила в силу с 1 января 2020 года, условия поставки Инкотермс, установленные Международной торговой палатой, регулируют основные обязательства покупателя и продавца и адаптированы к современной практике мировой торговли. Новая редакция Инкотермс стала более удобной и позволяет облегчить пользователям выбор правила, подходящего для конкретной ситуации.
В данной статье мы опишем как правильно использовать правила INCOTERMS 2020 и разъясним основополагающие принципы, лежащие в их основе, а также выясним как их лучше инкорпорировать в внешнеэкономический контракт.
Опишем фундаментальные основы правил, основные роли и обязанности продавца и покупателя, правила поставки, распределение рисков и взаимосвязь между правилами и экспортно-импортным договором купли-продажи. Выясним, как выбрать наиболее корректный термин договора купли-продажи и выделим основные изменения в Incoterms 2020 по сравнению с Incoterms 2010.
ЧТО ДЕЛАЮТ ПРАВИЛА INCOTERMS 2020
Incoterms 2020 объясняют содержание одиннадцати общепринятых обозначений торговых терминов, EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DPU, DAP, DDP, отражающих деловую практику по договорам купли-продажи и описывают обязанности кто и что делает во взаимоотношениях между продавцом и покупателем, кто организует перевозку или страхование товара, кто оформляет документы для отгрузки товара и экспортную или импортную лицензии. Когда риск переходит от продавца к покупателю, другими словами когда продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара. Какая из сторон за какие расходы отвечает, например, по перевозке, упаковке, погрузке или разгрузке, проверке, или за расходы, связанные с безопасностью.
Правила Incoterms охватывают эти направления в виде свода статей, в виде А1/В1. Статьи А представляют собой обязанности продавца, статьи Б - обязанности покупателя.
ЧТО НЕ ДЕЛАЮТ ПРАВИЛА INCOTERMS 2020
Правила Incoterms сами по себе не являются договором купли-продажи и поэтому не заменяют его. Они разработаны с целью отразить торговую практику для любого, а не для одного определенного вида товаров.
Правила Incoterms НЕ регламентируют:
- статус контракта (является ли он договором купли-продажи);
- спецификацию продаваемого товара;
- время, место, способ оплаты за товар;
- валюту контракта;
- способы правовой защиты, которые можно использовать при нарушении договора купли-продажи;
- основные последствия просрочки и иных нарушений по исполнению договорных обязательств;
- последствия санкций;
- введение тарифов;
- запрет на экспорт или импорт;
- форс-мажор или затруднения;
- права интеллектуальной собственности;
- способ, место или право, применимое при разрешении спора в случае нарушения договора.
- переход права собственности/титула/владения на проданный товар.
Это пункты, по которым стороны должны предусмотреть конкретные условия (положения) в своем договоре купли- продажи.
Правила Incoterms 2020 сами по себе не являются договором купли- продажи, они становятся частью такого договора при их включении в существующий договор. Правила Incoterms 2020 также не определяют применимое к договору право. К договору возможно применение правовых режимов, как международного, например Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (CISG), так и внутринациональных обязательных к исполнению законов, например о здравоохранении, безопасности, охране окружающей среды.
КАК ЛУЧШЕ ВКЛЮЧИТЬ В ДОГОВОР ПРАВИЛА INCOTERMS 2020
При желании сторон применять правила Incoterms 2020 к своему договору необходимо прямо указать это в договоре следующим образом: "[избранный термин Incoterms] [поименованный порт, место или пункт] Incoterms 2020 (Инкотермс 2020)", например, CIF Шанхай Incoterms 2020.
Отсутствие указания на год правил может создать трудноразрешимые проблемы. Стороны, судья или арбитр должны иметь возможность определить, какая редакция правил Incoterms подлежит применению. Еще более важным является указание поименованного места после избранного термина Incoterms. Во всех терминах Incoterms, за исключением терминов группы С, поименованное место означает место, где товар должен быть "поставлен", то есть где риск переходит от продавца к покупателю. По терминам группы D поименованное место означает место поставки, а также место назначения, и продавец обязан организовать перевозку до этого пункта. По терминам группы С поименованное место указывает на пункт назначения, до которого продавец обязан организовать и оплатить перевозку товара, но которое, однако, не является местом или портом поставки.
Неопределенность в отношении порта отгрузки при продаже на условиях FOB порождает у обеих сторон сомнения относительно того, где покупатель обязан предоставить продавцу судно для погрузки и перевозки товара и где продавец обязан поставить товар на борт судна, для того чтобы риск перешел от продавца к покупателю. Как и договор на условиях СРТ при неясном указании поименованного места назначения порождает у обеих сторон сомнения относительно пункта, до которого продавец обязан заключить договор перевозки и оплатить перевозку товара.
Во избежание подобных ситуаций лучше всего географически максимально точно указывать наименование порта, места или пункта в избранном термине Incoterms. При включении в договор купли-продажи конкретного термина Incoterms нет необходимости использовать символ товарного знака. Чтобы ознакомиться с правилами в отношении товарного знака и авторского права, нажмите на ссылку.
ПОСТАВКА, РИСК И РАСХОДЫ В ПРАВИЛАХ INCOTERMS 2020
Поименованное место или порт после трехбуквенного обозначения термина, например CIP Владивосток или CIF Находка, имеет решающее значение для работы с правилами Incoterms 2020. В зависимости от избранного термина Incoterms 2020 такое место обозначает место или порт, в котором товар считается "поставленным" продавцом покупателю, место "поставки", или место или порт, до которого продавец обязан организовать перевозку товара, то есть место назначения, или по терминам группы D - и то и другое.
В пункте А2 для всех терминов Incotems 2020 определено место или порт "поставки" оно являются решающими с точки зрения как риска, так и расходов. Согласно терминам EXW и FCA (в помещениях продавца) эти место или порт являются наиболее близкими к продавцу, а согласно терминам DAP, DPU и DDP - наиболее близкими к покупателю. Место или порт поставки обозначают место, в котором риск переходит от продавца к покупателю в соответствии с пунктом A3. Именно в этом месте или порту продавец предоставляет товар, как предусмотрено в пункте А1, после чего покупатель не может потребовать от продавца возмещения убытков за утрату или повреждение товара, имевшие место после указанного пункта.
Место или порт поставки по пункту А2 также означает ключевой пункт по пункту А9, в котором предусматривается распределение расходов между продавцом и покупателем. В целом, расходы до пункта поставки возлагаются на продавца, а после этого пункта - на покупателя.
Пункты поставки.
Крайние и промежуточные положения: четыре традиционные группы терминов Incoterms
Редакции Incoterms до 2010 г. объединяли термины в четыре группы: Е, F, С и D, причем группы Е и D находились на крайних полюсах с точки зрения пункта поставки, а группы F и С - между ними. Начиная с 2010 г., Incoterms группировали термины, исходя из видов используемого транспорта, прежняя система остается полезной для понимания пункта поставки. Так, пункт поставки по EXW представляет согласованный пункт для получения покупателем товара, независимо от пункта назначения, в который покупатель повезет товар. Напротив, по DAP, DPU и DDP пункт поставки означает также и пункт назначения, до которого продавец или его перевозчик должны перевезти товар. При EXW, переход риска имеет место до начала перевозки, тогда как согласно терминам группы D, - на завершающем этапе перевозки. Кроме того, по EXW, а равным образом и по FCA (в помещениях продавца), продавец выполняет свою обязанность по поставке товара независимо от того, действительно ли товар прибыл в место назначения. Во втором случае продавец выполняет свою обязанность по поставке товара, только если товар действительно прибыл в место назначения.
EXW и DDP это два термина, находящиеся на противоположных концах правил Incoterms. Однако в международных контрактах стороны должны учитывать альтернативные им термины. Например, по EXW продавец обязан лишь предоставить товар в распоряжение покупателя. Это может породить проблемы и для продавца, и для покупателя в отношении погрузки и экспортной очистки товара. Следовало бы рекомендовать продавцу осуществить продажу на условиях FCA. Аналогично, по DDP продавец несет перед покупателем обязательства, которые могут быть исполнены только в стране покупателя, например, осуществление импортной таможенной очистки. Для продавца может быть физически или юридически очень сложно выполнение таких обязанностей в стране покупателя, поэтому при таких обстоятельствах следует рекомендовать продавцу рассмотреть продажу товара на условиях DAP или DPU.
Между двумя крайними группами Е и D есть три термина группы F (FCA, FAS и FOB) и четыре термина группы С (СРТ, CIP. CFR и CIF). По всем семи терминам групп F и С место поставки находится на стороне продавца по ожидаемой перевозке, поэтому продажи по этим терминам Incoterms часто именуются продажами "на условиях отгрузки".
Например, поставка состоялась:
- когда товар помещен на борт судна в порту отгрузки по CFR, CIF и FOB; или
- путем передачи товара перевозчику по СРТ и CIP; или
- путем его погрузки на транспортное средство, предоставленное покупателем, или путем предоставления его в распоряжение перевозчика покупателя по FCA.
По терминам групп F и С риск переходит на стороне продавца по основной перевозке, в результате чего продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара независимо от того, прибыл ли фактически товар в место назначения. Данная особенность, состоящая в том, что при продажах "на условиях отгрузки" поставка происходит на стороне продавца на начальном этапе перевозки, является общей для терминов групп F и С, независимо от того, являются ли они морскими терминами Incoterms, или терминами, предназначенными для любого (любых) видов транспорта.
Термины групп F и С, различаются в отношении того, кто - продавец или покупатель - заключает договор или организует перевозку товара за пределы места или порта поставки. По терминам группы F это организует покупатель, если только сторонами не согласовано иное. По терминам группы С такая обязанность возложена на продавца.
Учитывая, что продавец по любому термину группы С заключает договор перевозки или организует перевозку товара после его поставки, сторонам необходимо знать место назначения, до которого должна быть организована перевозка, и именно это место прибавляется к наименованию термина Incoterms, например "CIF порт Далянь" или "CIP Шанхай". Каким бы ни было поименованное место назначения, оно не является и никогда не будет местом поставки. Риск переходит при отгрузке или при передаче товара в месте поставки, однако договор перевозки должен быть заключен продавцом до поименованного места назначения. Следовательно, по терминам группы С место поставки и место назначения никогда не являются одним и тем же местом.
ПРАВИЛА INCOTERMS И ПЕРЕВОЗЧИК
Согласно терминам групп F и С, факт помещения товара, например, на борт судна или факт его передачи либо предоставления в распоряжение перевозчика определяет момент, когда товар поставляется продавцом покупателю. Поэтому этот момент является моментом, когда риск переходит от продавца к покупателю. Учитывая эти два важных последствия, необходимо идентифицировать, кто является перевозчиком при наличии более одного перевозчика, каждый из которых обеспечивает отдельное транспортное плечо, например, автомобильную, железнодорожную, воздушную или морскую перевозку. Естественно, если продавец выбирает более безопасный вариант заключения договора перевозки с одним перевозчиком, который отвечает за всю цепочку перевозки по так называемому "сквозному" договору перевозки, проблем не возникает. Но при отсутствии "сквозного" договора перевозки товар может быть передан (при использовании правил CIP или СРТ) автоперевозчику или железнодорожной компании для дальнейшей передачи морскому перевозчику. Аналогичная ситуация может возникнуть и при исключительно морской перевозке, когда, например, товар вначале передается речному или фидерному морскому перевозчику для последующей передачи океанскому перевозчику.
В подобных ситуациях возникает вопрос, в какой момент продавец поставляет товар покупателю - когда он передает товар первому, второму или третьему перевозчику? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать предварительный комментарий. Хотя в большинстве случаев перевозчик является независимым третьим лицом, привлеченным на основании договора перевозки либо продавцом, либо покупателем (в зависимости от избрания сторонами термина С или F ), могут возникнуть ситуации, когда такая независимая третья сторона не привлекается вообще, поскольку продавец или покупатель самостоятельно осуществляют перевозку проданного товара. Вероятнее всего подобное происходит по терминам группы D (DAP, DPU и DDP), когда продавец может использовать собственный транспорт для перевозки товара покупателю в место назначения.
Поэтому в Incoterms 2020 на продавца согласно терминам группы D возлагается либо заключение договора перевозки, либо организация перевозки, иначе говоря, своими средствами транспорта.
Вопрос в каком моменте продавец поставляет товар покупателю - когда он передает товар первому, второму или третьему перевозчику? Это не просто вопрос перевозки, это важный вопрос купли-продажи. Он заключается не в том, какому перевозчику продавец или покупатель товара, поврежденного во время перевозки, может предъявить требование из договора перевозки. Вопрос купли-продажи состоит в следующем: если в перевозке товара от продавца к покупателю участвует более одного перевозчика, в каком пункте цепочки перевозки передача товара означает момент поставки и перехода риска от продавца к покупателю? На этот вопрос необходимо дать ясный ответ, поскольку отношения между многочисленными задействованными перевозчиками и отношения между продавцом и/или покупателем с этими многочисленными перевозчиками могут быть сложными и зависеть от условий отдельных договоров перевозки. Так, например, в любой из таких цепочек договоров перевозки один перевозчик, например, фактически реализующий автомобильное транспортное плечо, вполне может действовать как агент продавца при заключении договора перевозки с морским перевозчиком.
Правила Incoterms 2020 дают ясный ответ на этот вопрос, если стороны заключили договор на условиях FCA. Согласно FCA соответствующим перевозчиком является перевозчик, номинированный покупателем, которому продавец передает товар в месте или в пункте, согласованном в договоре купли-продажи. Поэтому даже если продавец привлекает автоперевозчика для доставки товара в согласованный пункт поставки, риск переходит не в месте и не во время передачи товара перевозчику, привлеченному продавцом, а в месте и во время предоставления товара в распоряжение перевозчика, привлеченного покупателем. Поэтому при продаже на условиях FCA крайне важно указывать наименование места или пункта поставки как можно точнее. Подобная ситуация может возникнуть по условиям FOB, если продавец нанимает фидерное судно или баржу для доставки товара на судно, нанятое покупателем. В Incoterms 2020 предусмотрен аналогичный подход, поставка считается осуществленной, когда товар помещен на борт перевозчика покупателя.
По правилам группы С ситуация более сложная и в различных правовых системах вполне может привести к разным результатам. По СРТ и CIP соответствующим перевозчиком, вероятнее всего будет признан, первый перевозчик, которому продавец передает товар согласно пункту А2 (если только стороны не согласовали пункт поставки). Покупатель ничего не знает о договорных отношениях между продавцом и первым или последующим перевозчиком, или между первым перевозчиком и последующими перевозчиками. Однако покупатель знает, что товар находится "в пути" и что "путь" начинается, насколько известно покупателю, когда товар передан продавцом в руки первого перевозчика. Как следствие, риск переходит с продавца на покупателя на ранней стадии передачи первому перевозчику. Такая же ситуация может возникнуть по CFR и CIF, если продавец задействует фидерное судно или баржу для доставки товара в согласованный порт отгрузки, если таковой имеется. В некоторых правовых системах может быть предложен аналогичный подход: поставка имеет место, когда товар помещен на борт судна в согласованном порту отгрузки, если таковой имеется
Такой вывод в случае его принятия может показаться слишком жестким для покупателя. Риск переходит от продавца к покупателю при продаже на условиях СРТ и CIP, когда товар передается первому перевозчику. На данной стадии покупатель не знает, отвечает ли первый перевозчик за утрату или повреждение товара по соответствующему договору перевозки или нет. Покупатель не является стороной такого договора, не имеет над ним контроля и не знает его условий. Несмотря на это, покупатель в итоге будет нести риск в отношении товара с самого раннего момента его передачи, возможно, без возмещения со стороны первого перевозчика.
Не смотря на то что покупатель в итоге несет риск утраты или повреждения товара на ранней стадии транспортной цепочки, вместе с тем при таком подходе у него есть средство правовой защиты против продавца. Согласно пункту А4 продавец обязан заключить договор перевозки товара "от согласованного пункта поставки, если таковой имеется, в месте поставки до поименованного места назначения или, если согласовано, любого пункта в этом месте". Даже если риск переходит к покупателю в момент, когда товар передан первому перевозчику в соответствии с пунктом. А2/А3, если такой первый перевозчик не несет ответственности по договору перевозки за сквозную перевозку товара до поименованного места назначения, продавец, с этой точки зрения, остается ответственным перед покупателем в соответствии с пунктом А4. Главное, продавцу следует заключить договор перевозки до указанного в договоре купли-продажи места назначения.
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИНЫМИ ДОГОВОРАМИ
Спор о роли перевозчика в поставке товара между продавцом и покупателем по терминам группы С и F правил Incoterms ставит вопрос, какую роль правила Incoterms играют в договоре перевозки или в иных договорах, обычно сопровождающих экспортный контракт, например, в договоре страхования или в аккредитиве? Правила Incoterms не являются частью таких иных договоров, будучи включенными в договор купли-продажи, правила Incoterms регламентируют и применяются только к определенным аспектам договора купли-продажи, однако нельзя утверждать, что правила Incoterms не влияют на иные договоры. Товары экспортируются и импортируются через целую цепочку договоров, то есть в идеальном мире один договор должен быть согласован с другим. Например, договор купли-продажи требует представления транспортного документа, выданного перевозчиком продавцу/грузоотправителю в соответствии с договором перевозки, и против которого продавец/ грузоотправитель/бенефициар может получить оплату по аккредитиву. При согласованности всех трех договоров все идет хорошо но если это не так то возникают проблемы.
То, что указано в Incoterms, например, в отношении перевозки или транспортных документов в пунктах А4/Б4 и А6/Б6 или в отношении страхового покрытия А5/Б5, не является обязательным для перевозчика, страховщика или для любого вовлеченного банка. Так, перевозчик лишь обязан выдать транспортный документ, как того требует договор перевозки, заключенный с другой стороной, но он не обязан оформлять транспортный документ в соответствии с правилами Incoterms. Аналогично, страховщик обязан выдать полис в соответствии с уровнем и условиями, согласованными со стороной, приобретающей страховой полис, а не полис, который соответствует правилам Incoterms. И конечно банк будет рассматривать только документарные требования, содержащиеся в аккредитиве, если таковой имеется, а не требования договора купли-продажи.
Однако в интересах всех сторон различных договоров в цепочке обеспечить, чтобы условия перевозки или страхования, согласованные с перевозчиком или страховщиком, или условия аккредитива совпадали с тем, что указано в договоре купли-продажи в отношении сопутствующих договоров, которые надлежит заключить, или в отношении документов, которые необходимо получить и предъявить. Данная задача не возлагается на перевозчика, страховщика или банк, ни один из которых не является стороной договора купли-продажи и, следовательно, стороной, связанной правилами Incoterms 2020. Тем не менее, в интересах продавца и покупателя попытаться обеспечить, чтобы различные части цепочки договоров совпадали (а отправной точкой является договор купли-продажи), следовательно, и с правилами Incoterms 2020 там, где они применимы.
11 ТЕРМИНОВ INCOTERMS 2020 - МОРСКОЙ И ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЛЮБЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Сохранено основное различие, введенное в правилах Incoterms 2010, между терминами для любого вида или видов транспорта (включающими EXW, FCA, СРТ, CIP, DAP, DPU (прежний DAT) и DDP), и терминами для морского и внутреннего водного транспорта (включающими FAS, FOB, CFR и CIF). Четыре так называемых "морских" термина Incoterms предназначены для использования в тех случаях, когда продавец помещает товар на борт (или по FAS размещает вдоль борта) судна в морском или речном порту. Именно это является пунктом, в котором продавец поставляет товар покупателю. При использовании этих терминов риск утраты или повреждения товара лежит на покупателе, начиная с этого порта. Остальные семь терминов Incoterms для любого вида или видов транспорта (так называемых "мульти-модальных") предназначены для использования там, где
- пункт, в котором продавец передает товар перевозчику или предоставляет его в распоряжение перевозчика, или
- пункт, в котором перевозчик передает товар покупателю, или пункт, в котором он предоставляет его в распоряжение покупателя, или
- оба пункта (а) и (b)
- не "на борту" (или по FAS - "вдоль борта") судна.
Поставка и переход риска по каждому из этих семи терминов Incoterms зависят от того, какой конкретный термин применяется. Например, по СРТ поставка происходит на стороне продавца, когда товар передается перевозчику, с которым продавец заключил договор перевозки. С другой стороны, по DAP поставка происходит, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя в поименованном месте или в пункте назначения. Порядок изложения правил Incoterms 2010, как отмечалось выше, в основном был сохранен в Incoterms 2020. Важно подчеркнуть различие между двумя группами терминов Incoterms, с тем чтобы в договоре купли-продажи использовался надлежащий термин в зависимости от используемого вида транспорта.
Одной из наиболее частых проблем при использовании правил Incoterms является выбор неправильного термина для конкретного типа договора. Какой тип договора перевозки должен заключить покупатель? Несет ли покупатель перед продавцом обязанность по заключению договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять товар в поименованном наземном пункте или в ближайшем к этому пункту порту? Так, например, договор купли-продажи на условиях FOB с указанием наземного пункта (например, аэропорта или склада) не имеет большого смысла. Равным образом, не имеет большого смысла указывать в договоре купли-продажи на условиях CIF поименованный морской порт, когда покупатель ожидает доставку товара в наземный пункт в стране покупателя. Должен ли продавец заключить договоры перевозки и страхования до конечного наземного места назначения, предполагаемого сторонами, или до морского порта, указанного в договоре купли-продажи?
Вероятно возникновение пробелов, накладок и ненужных затрат - и все это потому, что для конкретного контракта был избран неправильный термин Incoterms. Что делает неудачный выбор "неправильным" - это недостаточное внимание к двум наиболее важным элементам терминов Incoterms, которые являются отражением друг друга, а именно порту, месту или пункту поставки и переходу рисков.
Причиной неправильного употребления термина Incoterms является то, что термины Incoterms часто рассматриваются исключительно как индикатор цены: та или иная цена EXW, FOB или DAP. Аббревиатуры, используемые в терминах Incoterms, представляют собой, несомненно, удобные сокращения для формулы, используемой при расчете цены. Однако термины Incoterms не являются только или даже в первую очередь показателем цены. Они представляют собой перечень общих обязанностей, которые продавец и покупатель несут друг перед другом в соответствии с общепризнанными формами договора купли- продажи, и одной из их основных задач является указание порта, места или пункта поставки, где происходит переход риска.
ПОРЯДОК ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕРМИНОВ INCOTERMS 2020
Все десять статей А/Б каждого термина Incoterms являются важными, однако некоторые из них более важны. Действительно, произошли радикальные изменения во внутреннем порядке изложения десяти статей в рамках каждого термина. В Incoterms 2020 порядок изложения для каждого термина следующий:
- А1/Б1 Общие обязанности
- А2/Б2 Поставка/Принятие поставки
- А3/Б3 Переход рисков
- А4/Б4 Перевозка
- А5/Б5 Страхование
- А6/Б6 Документ поставки/транспортный документ
- А7/Б7 Экспортная/импортная очистка
- А8/Б8 Проверка/упаковка/маркировка
- А9/Б9 Распределение расходов
- А10/Б10 Извещения
В правилах Incoterms 2020 после изложения в пунктов А1/Б1 основных обязанностей сторон в отношении товаров и их оплаты Поставка и Переход рисков помещены на более заметное место, а именно в пункт А2 и A3 соответственно.
После этого следуют:
- вспомогательные договоры (А4/Б4 и А5/Б5, перевозка и страхование);
- транспортные документы (А6/Б6);
- экспортная/импортная очистка (А7/Б7);
- упаковка (А8/Б8);
- расходы (А9/Б9); и
- извещения (А10/Б10).
Привыкание к такому изменению порядка изложения пунктов А/Б займет некоторое время. Можно надеяться, что теперь, когда поставка и риск стали более заметными, коммерсантам будет легче выявить различия между отдельными терминами Incoterms, то есть разные моменты времени и места, в которых продавец "поставляет" товар покупателю, и риск, который переходит к покупателю в этот момент и в этом месте.
Впервые Incoterms публикуются как в традиционном формате с изложением одиннадцати терминов Incoterms, так и в новом "горизонтальном" формате с изложением десяти статей каждого термина Incoterms под заголовками, перечисленными выше, сначала в отношении продавца, затем в отношении покупателя. Так что теперь гораздо легче увидеть разницу, например, между местом поставки по FCA и местом поставки по DAP; или статьями расходов, которые возлагаются на покупателя по CIF по сравнению со статьями расходов, которые возлагаются на покупателя по CFR.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ INCOTERMS 2010 И 2020
Самой важной инициативой правил Incoterms 2020 стал фокус на улучшение формата изложения, с тем чтобы направить пользователей к выбору надлежащего термина Incoterms 2020 для договора купли-продажи. Так:
- в данном Введении особое внимание уделяется правильному выбору термина;
- более четко разъяснены разграничения и связи между договором купли-продажи и сопутствующими договорами;
- обновлены Пояснения к каждому термину Incoterms; и
- изменен порядок изложения правил Incoterms, что делает поставку и риск более наглядными.
Изменения, хотя и выглядят небольшими но представляют собой существенные попытки со стороны ICC содействовать международному торговому сообществу в беспрепятственном проведении экспортно-импортных транзакций.
Помимо общих, есть и более предметные изменения в Incoterms 2020 по сравнению с Incoterms 2010. Прежде чем рассмотреть их, следует упомянуть одно важное изменение в практике торговли, которое произошло после 2010 г. и которое, по мнению ICC, не должно привести к корректировке правил Incoterms 2020, а именно появление Проверенной массы брутто -VGM. Руководство по проверке веса брутто контейнера при перевозке грузов появилось в 2016 г. Поскольку это произошло после 2010 г., неудивительно, что в рамках консультаций по Incoterms 2020 имело место некоторое давление, с тем чтобы было четко указано, кто - продавец или покупатель - должен выполнять такие обязанности. Но рабочая группа сочла, что обязанности и расходы, связанные с VGM, слишком специфичны и сложны, чтобы прямо упоминать их в Incoterms 2020.
Возвращаясь к изменениям, внесенным в Incoterms 2020 в сравнении с Incoterms 2010, следует выделить следующие:
При продаже товара на условиях FCA с морской перевозкой продавцу или покупателю (или, что более вероятно, банку, в котором открыт аккредитив) может потребоваться коносамент с бортовой пометкой. Однако согласно FCA поставка завершается до погрузки товара на борт судна. Нельзя быть полностью уверенным, что продавец сможет получить от перевозчика бортовой коносамент. Такой перевозчик связан обязанностями по условиям договора перевозки и имеет право выдать бортовой коносамент только после того, как товар действительно окажется на борту.
Чтобы учесть эту ситуацию, пункты А6/Б6 FCA Incoterms 2020 теперь предоставляет дополнительную опцию. Покупатель и продавец могут договориться о том, что покупатель даст указание своему перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погрузки товара, после чего продавец будет обязан предоставить этот коносамент покупателю, как правило, через банки. ICC признает, что, несмотря на такое несколько неудачное сочетание бортового коносамента и поставки на условиях FCA, это принимает во внимание очевидную потребность рынка. Наконец, следует подчеркнуть, что даже при применении этой дополнительной опции продавец не несет никаких обязательств перед покупателем в отношении условий договора перевозки.
Можно ли по-прежнему утверждать, что если товары в контейнерах поставляются продавцом покупателю путем передачи перевозчику до погрузки на судно, то продавцу рекомендуется осуществлять продажу на условиях FCA, а не FOB? Ответ на этот вопрос - да. Однако разница в том, что когда такому продавцу необходим или желателен коносамент с бортовой пометкой, новая дополнительная опция в пункту А6/Б6 термина FCA Incoterms 2020 предусматривает такой документ.
В новом порядке изложения статей в Incoterms 2020 расходы отражены в пунктах А9/Б9 каждого термина. Однако помимо этого переноса, есть еще одно изменение, которое сразу станет очевидным для пользователей. Различные расходы, распределенные по различным статьям в рамках правил Incoterms, традиционно встречаются в разных частях каждого термина Incoterms. Например, расходы, связанные с получением документа поставки по FOB 2010, упоминались в пункт А8, именуемом "Документ поставки", а не в пункт А6, именуемом "Распределение расходов". Однако в Incoterms 2020 в эквиваленте пункт А6/Б6, а именно в пункт А9/Б9, теперь перечислены все расходы, выделенные в каждом конкретном термине Incoterms. Поэтому пункт А9/Б9 в Incoterms 2020 объемнее, чем пункт А6/Б6 в Incoterms 2010.
Цель состоит в том, чтобы предоставить пользователям единый перечень расходов, с тем чтобы продавец или покупатель имели возможность увидеть в одном месте все расходы, которые они будут нести по конкретному термину Incoterms®. Отдельные расходы также упоминаются в статье, к которой эти расходы относятся: например, расходы, связанные с получением документов на условиях FOB, отражены в пункте А6/Б6, а также в пункте А9/Б9. Идея состоит в том, что пользователи, которых интересует распределение расходов конкретно на получение документов, предпочтут обратиться к конкретной статье, касающейся получения документов по поставке, а не к общей статье, в которой перечислены все расходы.
В правилах Incoterms 2010 пункт A3 как для CIF, так и для CIP, возлагал на продавца обязанность "за свой счет осуществить страхование груза, соответствующее, по крайней мере, минимальному покрытию, как это предусмотрено пунктом "С" Институтских условий страхования грузов (Cargo Clause) (LMA/IUA) или иными подобными условиями". Положения оговорки С Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков предусматривают покрытие ряда перечисленных рисков с учетом отдельных исключений. Положения оговорки А Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков, напротив, охватывают "все риски" также с учетом отдельных исключений. В ходе консультаций при разработке Incoterms 2020 рассматривалась возможность перехода от оговорки С к оговорке А, что позволяет увеличить страховое покрытие, оформляемое продавцом в пользу покупателя. Это, конечно, может повлечь дополнительные расходы в отношении страховой премии. Противоположный подход, а именно использование оговорки С, также нашел поддержку, особенно у тех, кто вовлечен в морскую торговлю сырьевыми товарами.
После обстоятельного обсуждения в рамках Рабочей группы и за ее пределами было принято решение предусмотреть различное минимальное покрытие для термина CIF и для термина CIP Incoterms. В первом случае, который с большей вероятностью будет использоваться в морской торговле сырьевыми товарами, статус-кво был сохранен, и по умолчанию используется оговорка С Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков, хотя стороны, разумеется, могут договориться о более широком покрытии. Во втором случае, а именно применительно к термину CIP Incoterms®, продавец теперь обязан обеспечить страховое покрытие в соответствии с оговоркой А Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков, хотя стороны, разумеется, также могут договориться о более низком уровне покрытия.
В Incoterms 2010 предусматривалось, что в тех случаях, когда товар должен быть доставлен от продавца к покупателю, он перевозится сторонним перевозчиком, привлеченным для этой цели либо продавцом, либо покупателем в зависимости оттого, какой термин Incoterms использовался.
Однако в ходе обсуждений при разработке Incoterms 2020 выяснилось, что существуют ситуации, в которых, хотя товар и должен быть перевезен от продавца к покупателю, это можно сделать без участия какого-либо стороннего перевозчика. Так, например, при использовании терминов группы D ничто не мешает продавцу организовать перевозку без передачи этой функции третьей стороне, то есть используя свои собственные транспортные средства. Аналогично, при покупке по FCA ничто не мешает покупателю использовать свое транспортное средство, для того чтобы забрать товар и доставить его в свои помещения.
Правила не принимали во внимание такую возможность. Incoterms 2020 ее учитывают, прямо разрешая не только заключение договора перевозки, но и простое обеспечение необходимой перевозки.
Единственное различие между DAT и DAP в Incoterms 2010 состояло в том, что по DAT продавец поставляет товар выгруженным с прибывшего в "терминал" транспортного средства, в то время как по DAP продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке. Также следует напомнить, что в пояснении к термину DAT в Incoterms 2010 слово "терминал" определено в широком смысле и означает "любое место, закрытое или нет ...".
ICC решила внести два изменения в термины DAT и DAP. Во-первых, порядок изложения этих двух терминов в Incoterms 2020 был изменен, и термин DAP, по которому поставка происходит до разгрузки, теперь помещен перед термином DAT. Во-вторых, наименование термина DAT изменено на DPU (Поставка в месте назначения в выгруженном состоянии (Delivered At Place)), что подчеркивает, что местом назначения может быть любое место, а не только "терминал". Однако если такое место не находится в терминале, продавец должен убедиться, что место, куда он намерен поставить товар, является местом, где он сможет его выгрузить.
Напомним, что в отношении требований по безопасности в Incoterms 2010 имелись довольно общие указания в пунктах А2/Б2 и А10/Б10 каждого термина. Incoterms 2010 были первой редакцией Incoterms, которая вступила в силу после того, как в начале этого столетия проблемы безопасности стали распространенным явлением. Эти вопросы и порожденная ими практика перевозок в настоящее время уже устоялись. В связи с такими требованиями к перевозке в пунктах А4 и А7 каждого термина Incoterms прямо предусмотрено распределение обязанностей, связанных с безопасностью. Расходам, обусловленным выполнением таких требований, отведено более заметное место в статье о расходах, то есть в пункте А9/Б9.
Пояснения, которые в версии 2010 г. содержались в начале каждого термина Incoterms, теперь называются "Пояснения для пользователей". Они объясняют основы каждого термина Incoterms 2020, например, когда его следует использовать, когда происходит переход рисков и каким образом распределяются расходы между продавцом и покупателем. Пояснения предназначены для того, чтобы
- (а) помочь пользователю четко и эффективно ориентироваться в правилах при выборе подходящего для конкретной транзакции термина Incoterms;
- (b) предоставить тем, кто принимает решение или консультирует по спорам или контрактам, регулируемым правилами Incoterms 2020, пояснения по вопросам, которые могут требовать толкования.
ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ТЕРМИНОВ INCOTERMS
Иногда стороны желают изменить термин Incoterms. Правила Incoterms 2020 не запрещают такое изменение, но в этом таится опасность, во избежание которой сторонам необходимо в своем договоре максимально четко предусмотреть предполагаемые последствия таких изменений. Так, например, если в договоре изменяется распределение расходов по правилам Incoterms 2020, сторонам следует четко указать, намерены ли они изменить пункт, в котором осуществляется поставка и риск переходит на покупателя.
Подводя итоги видно, что значительных изменений новая версия Инкотермс 2020 не содержит, названия терминов не поменялись, за исключением термина DAT (Delivered at Terminal) из Инкотермс 2010, в новой версии его заменили на DPU (Delivered at Place Unloaded). Так что теперь идет речь о любом месте назначения, в котором может быть осуществлена разгрузка товара, а не только о терминалах.
В отдельных правилах новой версии ввели дополнительные опции в части обязанностей сторон, распределения страховой нагрузки, прописали возможность использования сторонами собственного транспорта (без привлечения перевозчика), уточнили полный перечень расходов, с которыми связано использование каждого из терминов.
Правила Инкотермс 2020 можно применять с 1 января 2020 года. При этом можно продолжать использовать прежние редакции правил. В этой связи участникам международной торговли, выбирающим Инкотермс для регулирования своих отношений, при указании базиса поставки рекомендуется обозначать, какую именно редакцию Инкотермс они намерены использовать. Инкотермс 2020 будет действовать в течение следующих 10 лет, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс запланирован в 2029 году.
- Просмотров: 58277